Это совместный проект детского оздоровительно-образовательного комплекса ПАО «ММК» и школы иностранных языков «Британский клуб» – двух титанов работы с детьми. Первый заинтересован в привлечении на свою площадку передовых обучающих программ, а второй отличается желанием объяснить новому поколению, что искусственный интеллект (ИИ) – это не зло, а, напротив, весьма увлекательное путешествие в будущее. Точнее, уже настоящее, ведь нейросеть становится участником практически всех процессов.
Да что там – чип нейросети ChatGPT уже внедряют в человеческий мозг. Один пример: молодой человек вживил себе чип для взаимодействия с нейросетью через специальный девайс, обученный распознавать мозговые сигналы через триггер «вкус лимона». Теперь если, скажем, свидание молодого человека идёт вяло, ему достаточно подумать о кислом вкусе – и нейросеть тут же сгенерирует для него шутку. И технологии в деле, и девушка довольна.
Словом, когда «Бритиш клаб» предложил тематическую смену в «Уральских зорях» для подростков, ДООК с радостью согласился. Почему на английском? Ответов несколько.
Первый – изначальный принцип работы «Бритиш клаба»: не просто зубрить грамматику, но использовать язык как способ коммуникации на любую интересную тему. В авангарде тем – ИИ, значит, говорим о нём. Второй – именно на английском языке общение с нейросетью происходит максимально эффективно.
Искусственный интеллект пришёл с англоязычных просторов мира, а потому «понимает» английский лучше других языков.
– Нейросеть мыслит, работает лучше, если делать запрос по-английски, – говорит директор «Бритиш клаба» доктор филологических наук Ирина Ремхе. – Результат получается более качественный – резче и ярче изображение, эффектнее звук, конкретнее и полнее дизайн-проект. Нейросеть и английский язык – вещи неразделимые, но даже не это главное. Иностранный язык в современной школе – это не только про грамматику и лексику, а про стиль мышления, когницию, восприятие действительности, познание – в том числе в области ИИ. Простой пример: одно слово в разных языках имеет разные оттенки, и мы это учитываем в том же переводе фраз, идиом – взять хотя бы нашу «красну девицу», которая всё-таки beautiful, а не red, понимаете? Это уже развивает воображение, навыки дискуссии, языковые компетенции. И даже, я заметила, вожатые-лингвисты выгодно отличались от остальных своих коллег: их проекты продуманы, структурированы… Это тоже легче для нейросети – и на ваш чёткий запрос она выдаёт конкретный, нужный вам результат.
Наконец, третья причина – и снова отсыл к принципу работы «Бритиш клаба»: общение с иностранцами создаёт дополнительный эффект погружения в иноязычную среду. Отсюда – постоянные поездки по странам с культурным обменом и для участия в международных конференциях научных обществ, в которых состоит «Бритиш клаб». Ближайшая такая состоится этой осенью, когда ребята поедут в Индию. А если работать предстоит в России, носителя языка приглашают сюда. В этот раз таким стал Алекс Шрайбер – молодой, активный, коммуникабельный, к тому же ещё и из IT-сферы – двойное бинго.
– Разумеется, подростков сильно никто не напрягал – общение с ИИ крутилось вокруг лагерной жизни и лёгких заигрываний с нейронкой, – рассказывает преподаватель «Бритиш клаба» Оксана Цибаускас. – Сначала они испугались, что будет прям урок английского (смеётся). Успокоила: нет, будем создавать мультик – но на английском и с помощью нейросети. И ребята втягивались, раскрывались, фантазировали – и это тоже был успех. Потому что, увы, у современных подростков совсем мало критического мышления, и как следствие – гибкости мысли, креативности. Ну вот придумываем сказку «Колобок», и у них, кроме «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл» – ничего. А нейросеть – это бескрайнее поле для креатива! Предлагаю: отправь своего колобка в космос, устрой ему… не знаю… зомби-апокалипсис, и нейронка выдаст прекрасный контент! Медленно, но – они раскрывались.
Знакомство с ИИ на создании девизов, эмблем, маскотов, позже – дизайна игры, мультика... А ещё – целая жизнь в своём мире: группа журналистов и переводчиков – ученики «Бритиш клаба», со знанием английского и понимаем темы, от которых просто диву даёшься! По итогам дня – нарезка видеоновостей, опять же с помощью нейросети.
И, по словам Ирины Ремхе, нейронка делает их космически быстрее.
Напоследок – интервью с Алексом, в которого, кажется, влюбились все девчонки, даже не зная английского.
Потомок русских, он живёт в Германии и наш язык только начал изучать – планирует жить в России.
Английский ему, как всей Европе, почти родной. Но перспективный ли? Об этом и разговорились с Алексом – под перевод учеников «Бритиш клаба».
– Не скажу, что в Европе все знают английский: в крупных городах – да, он второй родной, но даже среди немцев есть не знающие ни слова по-английски. Но перспективы английского языка не уйдут: это самый распространённый язык в мире – не как исконный, а как изучаемый второй. Да и легче его изучить, чем тот же китайский – он очень сложен, и методика его изучения непривычна, а в методике русского и английского много общего. К тому же Китай – это и другой менталитет, не похожий на европейский. Это не плохо – это просто по-другому, я это не понимаю, но уважаю. Однако, согласитесь, в любой стране мира – даже Бразилии, ЮАР, Саудовской Аравии – вы обязательно найдёте собеседника, если владеете английским. А вот с китайским – вряд ли. Потому и сами китайцы массово учат английский язык, выходя на широкий мировой рынок.
Пытливо смотрим на занимающихся детей: действительно нравится?
– Нравится, – говорит 16-летний Всеволод Павлов, держа за руку подружку по отряду Аню Дружинину. – Мне английский важен, хочу повысить свой уровень B1+, да и тема нейросетей интересна, много читаю о ней, планирую развиваться в химии и ищу мосты, как взаимодействовать в этом с нейросетью.
– Конечно, летом хочется лениться, а не ходить на уроки, но тут намного интереснее, чем в школе, и мгновенно втягиваешься, – продолжает Аня. – Ну и прикольно: какая-то сеть по твоему запросу создаёт картинки, миры…
– Это уже не будущее – настоящее, но многие до сих пор его побаиваются, – подытоживает Ирина Ремхе. – А его надо узнать, подружиться с ним – и ты поймёшь, что бояться нечего: во главе остаётся человек, нейросеть лишь решает его задачи.