«Детская модель ООН» – это масштабная ролевая игра, распространившаяся на весь мир: подростки 14–18 лет собираются в одной из стран, чтобы обсудить вопросы, актуальные для «взрослой» ООН. Каждый из участников выбирает страну, интересы которой будет представлять на заседаниях, и отстаивает перед публикой своё видение решения проблем, стоящих перед мировым сообществом.
Целей и задач у детской модели ООН довольно много, самая обширная из всех – формирование у школьников всего мира общего чувства ответственности перед будущим человечества. А ещё – воспитание социальной ответственности, толерантности, чувства собственного достоинства и уверенности в себе, познание истории, культуры и прочих особенностей мирового сообщества в целом и культуры каждой отдельно взятой страны, побуждение изучать и проникаться этим всё больше, а значит, формирование навыка самообразования и коммуникационной раскрепощённости. Ведь общаться детям приходится на едином языке – английском, который львиной доле населения Земли вовсе не родной.
Именно этот аспект стал когда-то для магнитогорской школы иностранных языков «Бритиш клаб» ключевым фактором войти в сообщество «Детской модели ООН», а также стать членом международной Ассоциации молодых исследователей в области естественно-научных дисциплин, в рамках которой дети создают проекты на заданную, обычно глобальную тематику и презентуют их потом на заседании, опять же, на английском языке.
– Ещё только открывая «Британский клуб», я делала упор на то, что изучение английского языка – это не конечная цель, а доступный способ общения на самые разные темы, – говорит руководитель школы иностранных языков «Бритиш клаб», доктор филологических наук, доцент Ирина Ремхе. – Поэтому язык мы изучаем не по стандартной учебной методике – грамматика, глаголы и так далее, а вплетаем всё это в «живые» темы, которые ребятам интересно обсуждать. Ну и, разумеется, подпитываем интерес общением с носителями языка, будь то иностранные педагоги «Бритиш клаба», волонтёры, приезжающие на наши летние смены в загородные детские центры, поездки на форумы ассоциаций, в которые мы входим, или в рамках межкультурного обмена.
При этом полностью погружались в языковую среду, поскольку проживание участников собраний было организовано в семьях принимающей страны – а они, как вы понимаете, русским языком не владеют. А поскольку поездки всё-таки были тематическими, ребятам необходимо было подготовить проекты, их публичные презентации и дискуссии – ответы на вопросы, если они возникнут.
– Конечно, нам было куда сложнее готовить проекты и доклады, а показать себя хотелось только с серьёзной стороны, поэтому в процессе подготовки приглашали специалистов по необходимым направлениям, дети углубляли так называемые «фоновые» знания по смежным школьным предметам, – рассказывает Ирина Николаевна. – Проводили заседания Ассоциации молодых исследователей в области естественно-научных дисциплин и в Магнитогорске: два года подряд к нам приезжали представители европейских и азиатских стран, обсуждая в первый свой приезд экологические проблемы, а во второй – агрокультуру на примере Челябинской области.
Словом, международное сотрудничество расширялось с каждым годом, но наступившая пандемия, а затем и санкции в адрес России планы разрушили. Однако руководители школы понимали: только «живое» общение способно кратно увеличить мотивацию учеников к изучению иностранных языков. И в 2024-м они решились вновь поехать за границу.
Выбор пал на Индию: в Дели – его центральном районе Нью-Дели – школа «Амити» взяла на себя проведение масштабного форума в рамках «Детской модели ООН». «Амити» – это впечатляющая международная образовательная структура, в которую входят частные школы и университеты, работающие по всему миру – только в Дели 33 её филиала. Особенность школ «Амити» – британский стиль организации образования – по сути, индийские школы являются в хорошем смысле копией английской школы «Глобал», опыт которой Ирина Ремхе также изучала.
– Мы сотрудничаем уже больше десяти лет, знакомы с руководителем школы и дочерью владельца проекта «Планета Амити» Амитой Шохан, не раз встречались с представителями школы на форумах международных сообществ по всему миру, были и в Индии – в рамках межкультурного обмена в 2016 году, – говорит Ирина Ремхе. – То есть я могла гарантировать высокий уровень подготовки и организации форума, а также очень тёплый приём наших детей «хостами» – семьями, в которых ученики будут размещены.
Гость – понятие для Индии святое, и хозяева приложат все усилия, чтобы ему понравился и дом, и люди, и страна.
Решились на поездку 12 воспитанников от 14 до 16 лет: все – впервые в Нью-Дели, почти все – вообще впервые в Индии, были и те, кто первый раз оказался за границей, да ещё почти самостоятельно, поскольку педагоги, сопровождающие ребят, живут отдельно от них и видятся с ними исключительно на мероприятиях форумов. Но тем интереснее детям – получить опыт полного погружения в англоговорящую среду, а педагогам – оценить их старания в постижении языка.
– Индийский английский звучит специфично, имеет очень своеобразный акцент, но школа «Амити» старается максимально нивелировать его, и даже в семьях ученики школы говорят не на хинди, а по-английски, поскольку именно общение на нём в Индии считается признаком отношения к почётным кастам и высшему обществу, – уточняет Ирина Николаевна. – Кроме общественно-политических форумов организаторы запланировали ряд познавательно-развлекательных мероприятий для участников, так называемый фестиваль культуры, на котором каждая группа представляла свой национальный номер, и экскурсии, в числе которых – поездка в Тадж-Махал. Особенный пункт программы – ужин в резиденции владелицы школ Амиты Шохан и общение с ней, а это значит, ребята должны были быть готовы и к не подготовленной заранее речи.
К подготовке подошли серьёзно: составлять проектные доклады, посвящённые выбранным странам, помогал педагог и консультант по истории и обществознанию. Для ориентирования ребят в политологии и настройке на дебаты и дискуссии обратились к опыту Тимофея Иммеля. Ныне Тим – студент престижного столичного вуза, обучение в котором проходит на английском языке. Словом, он стал опытным ментором для путешественников, в том числе в «маршруте» изучения различных правительственных сайтов стран – членов ООН. Параллельно оформляли индийские визы, готовили народный танец, заказывали костюмы, созванивались с «хостами», чтобы заранее познакомиться и подружиться, рассматривали на гугл-картах районы, в которых предстоит жить почти неделю…
Наконец, ребята поднимаются в самолёт Магнитогорск–Москва. Далее Москва–Дели. В три часа ночи – прибытие в аэропорт имени Индиры Ганди и – первый приятный шок.
– Нас встречали хосты, но – как встречали! – рассказывали потом ребята своим родителям. – С именными табличками, букетами, подарками, традиционными ожерельями из цветов… Это было буквально по-царски и очень тепло. Потом всех «разобрали» по машинам и развезли по домам.
К слову, так ребят встречали потом везде: индийское гостеприимство – визитная карточка страны. Как и слишком специфическая кухня – одно из основных опасений родителей перед поездкой. Конечно, принимающие стороны предупредили о неготовности организма российского подростка к слишком пряным блюдам, и они приняли просьбу не «играться» со специями – вздыхали покаянно: «Ну хотя бы карри – можно?» В Индии в моде и вегетарианство – некоторым довелось проживать именно в таких семьях. Но – недовольным не остался никто: приём всем был оказан очень радушный, в то же время хосты не нарушали личное пространство ребят. А тем, кому посчастливилось проживать в одном микрорайоне огромного Нью-Дели, удалось даже погулять по вечерам со своими хостами.
По итогам конференции магнитогорцы получили звание «Лучшие дебютанты», что говорит о глубине проработки проектов.
Трое участников группы получили индивидуальные призы, в целом же организаторы отметили блестящий «правильный» английский язык и высокие коммуникативные способности наших ребят. Поездка позади, но впечатления ещё зашкаливают: ребята подружились между собой, а ещё – со школьниками из других стран, с которыми теперь активно общаются в мессенджерах на самые разные подростковые темы – а это и есть главный результат.