В ООО «Ремпуть» Евгений Стрелков трудится седьмой год, но путь его на производство был тернист. В 2002-м, после окончания индустриального техникума по специальности «Металлургические машины и оборудование», устроился в четвёртый листопрокатный цех. Попал в механослужбу, в бригаду к энергетикам.
– Обслуживал энергетическое оборудование стана «2500» горячей прокатки, – начинает рассказ Евгений. – Это вода, отопление, пар, газ, кислород. Проработал полгода и принял решение уйти с ММК. Освоил профессию водителя. В 2010-м вернулся на комбинат. Устроился в ЛПЦ-10 всё так же по энергетической части. Масштабы цеха и стана, конечно, впечатляли: полтора километра в одну сторону. Бывало за смену эту дистанцию проходил несколько раз: то в одном конце стана проблема, то в другом. Производство непрерывное и для того, чтобы всё работало, нужно всё контролировать. Поэтому проводили ежедневные обходы.
Со временем в особенностях работы стана «2000» горячей прокатки Евгений стал разбираться не хуже прокатчиков, поскольку энергооборудование обслуживает всю технологическую цепочку, начиная от нагрева сляба и до отгрузки готовой продукции. Впрочем, желание докопаться до сути, разобраться, понять, что и как работает, – одна из главных черт его характера. Евгений с детства любил возиться с велосипедом, мопедом, мотоциклом, машиной, а со временем добрался и до многотонного металлургического оборудования.
– Помню, на участке отгрузки зацепили и порвали кислородную трубу, свист и вой были такой силы, что все врассыпную кинулись. Но для людей сам кислород не опасен, он сразу же поднимается вверх. В таких случаях, если есть возможность, глушишь задвижки, и работа возобновляется, а, если нет, то приходится останавливать трубопровод по всему стану. Пар тоже очень интересная субстанция. Он очень не любит встречаться с водой, а, кроме того, имеет свойство конденсироваться, поэтому на всех паропроводах есть конденсатоотводчики. Без них пар ведёт себя страшно. Однажды молодой работник, не зная всех тонкостей обращения с паром, нарушил правила, в результате стометровая труба начала «подпрыгивать» на месте от гидроударов. На стане – пылища, люди не понимают, что произошло. Пришлось всё это дело срочно устранять. Энергоносители не терпят небрежности.
В ЛПЦ-10 Евгений проработал пять лет и вновь ушёл с производства – знакомый позвал на большегрузный автомобиль. Год трудился в карьерах – Сатка, Орск, Екатеринбург, возил породу на «стотонниках». И всё-таки опять вернулся на комбинат. Своё решение Евгений объясняет тем, что на ММК его привлекала стабильность и интересная работа. Да и тот факт, что его ценили и уважали как профессионала, имел значение. В третий свой приход на комбинат Евгений устроился в цех подготовки вагонов. В настоящее время он входит в состав ООО «Ремпуть» и считается самым большим по численности коллектива, занимаемой территории, количеству техники и оборудования.
– Цех занимается изготовлением и ремонтом специальных рам, предназначенных для транспортировки рулонного металла потребителям, – поясняет Евгений специфику подразделения. – Кроме того, ЦПВ выполняет очистку вагонов, ремонтирует контейнеры, совки для перевозки металлического лома и различный специализированный подвижной состав. Энергооборудование задействовано во всех процессах, поэтому каждая смена начинается с обхода территории. Вместе со слесарем и сварщиком осматриваем трубопроводы и соединения. Бывает, что во время погрузки или перемещения многотонных рам краны цепляют энергоносители, а они этого очень не любят. Если повреждения незначительны, устраняем сразу же, для более серьёзных ремонтов требуется время.
Любая профессия, по мнению Евгения Стрелкова, требует развития и совершенствования. Со временем приходит не только опыт, но и особая чуйка, когда по одному только звуку работающего оборудования специалист может понять, насколько оно исправно, и в чём проблема. Слесарей-ремонтников не случайно сравнивают с врачами: они так же выявляют «болезни» оборудования и ищут способ их «лечения».
– Стоять на месте – не в моём характере, – подчёркивает Евгений. – Рутину, монотонность не люблю. Возможность для развития есть всегда. К нам привозят новое оборудование, которое выходит из строя, интересно разобраться, понять причину. Сейчас в цехе установлены плазморезы для изготовления заготовок для рам. Раньше это делали резаками, но процесс занимал немало времени, поэтому решили ускориться. Помимо электричества один из них работает на воздухе, другой – на воздухе, газе и кислороде. Для того чтобы всё это дело исправно работало, мне необходимо не только подвести к ним энергоносители, но и изучить устройство этих станков, их специфику.
Евгений Стрелков – неоднократный участник и победитель конкурсов профессионального мастерства среди слесарей-ремонтников. Интересно померяться знаниями и опытом с сильными соперниками, признаётся он, а на конкурс традиционно выставляют лучших из лучших. В этом году свои профессиональные таланты демонстрировали представители ММК, Механоремонтного комплекса, Ремпути, Шлаксервиса и Объединённой сервисной компании. После прохождения письменного экзамена и практического задания лучшим слесарем-ремонтником 2022 года был признан работник цеха подготовки вагонов ООО «Ремпуть» Евгений Стрелков.
– К своей работе отношусь качественно и ответственно, – отмечает Евгений. – Не было такого, чтобы я пришёл к руководителю и сказал, что не могу разобраться в проблеме и выполнить задачу. Любая сложная поломка – для меня своего рода вызов. Спокойно спать не буду, если пойму, что чего-то не знаю. Обязательно докопаюсь до сути и решу проблему. Мне нравится ремонтировать механизмы, технику. Сейчас вот приехал из гаража, где разбирал двигатель автомобиля. Для кого-то – это сложно, для меня – в удовольствие.