Термический участок пятого листопрокатного цеха – место в прямом смысле слова горячее. Большую его часть занимают отжигательные печи с азотной и водородной защитной атмосферой, от которых веет жаром. Внутри агрегатов находятся рулоны, прошедшие через клети станов холодной прокатки, и над всем этим на солидной высоте скользят мостовые краны. Одним из них управляет машинист Владимир Чикунов.
На комбинате он с восемьдесят девятого года. Начинал трудовой путь в третьем мартеновском цехе, куда пришёл после службы в вооружённых силах и училища. Там Владимир Николаевич отработал четыре года, а затем, когда подразделение уже готовили к закрытию, перевёлся в пятый листопрокатный.
– Коллектив был отличный и там, и здесь, так что освоился без проблем, – рассказывает Чикунов. – И профессия интересная, привлекает динамикой.
По словам Владимира Николаевича, она вроде бы и монотонная, но требует профессионализма, который достигается годами практики. Основная его задача – упаковать металлопрокат в отжигательные печи. Сначала внутрь отправляется рулон, затем специальное кольцо – и так по кругу. Одна печь может вместить до пяти рулонов, в зависимости от их ширины. А внутри они «готовятся» от четырёх суток до недели. Сами печи представляют собой высокие металлические цилиндры. Диаметр у них не очень большой, так что погрузка рулонов внутрь агрегатов – дело практически ювелирное. Всё нужно делать чётко, без лишних движений – только так можно поместить рулон в печь с первого раза. И в этом, признаётся Владимир Николаевич, есть свой азарт.
На самом участке немало людей: старший загрузчик определяет, какой именно рулон нужно отправлять в печь, термисты следят за работой агрегатов, также есть специалисты по маркировке. И Владимир Николаевич в ответе за безопасность каждого из них. Так что просто перемещаться под сводами цеха, управлять грузозахватным устройством и транспортировать рулоны он не может: необходимо продумывать каждое действие, иначе есть риск несчастного случая. А главным связующим звеном между ним и людьми внизу является рация.
Впрочем, постоянно «созваниваться» приходится и с коллегами-машинистами.
– В основном, с соседями, которые управляют мостовыми кранами справа и слева, – говорит Владимир Николаевич. – Взаимодействие необходимо, чтобы избежать накладок. Один отъезжает, другой подъезжает, и о каждом шаге мы предупреждаем друг друга заранее.
Ездить ему приходится от двухклетевого реверсивного стана «1700» до четырехклетевого стана «2500». Расстояние приличное, и вид на оборудование сверху открывается примечательный. Да и снизу за перемещением управляемого Чикуновым механизма всегда интересно понаблюдать.
У Владимира Николаевича солидный водительский стаж, однако сравнивать управление автомобилем и мостовым краном он не берётся. Это принципиально разные вещи.
– На кране кабина находится посередине фермы моста, – объясняет он. – Она неподвижна, и угол обзора при определённом виде работ всегда необходимо учитывать. Не доехал или проехал чуть дальше – и всё, нужно корректировать положение крана. Но со временем необходимые навыки приходят, и ориентироваться начинаешь уже на ходу.
На День металлурга Владимира Николаевича отметили почётным званием «Заслуженный металлург Российской Федерации». Как сам признаётся, награда стала полной неожиданностью, а новость о ней Чикунов узнал от товарища – и не без участия нашей газеты.
– В «Магнитогорском металле» на первой полосе вышла заметка со списком награждаемых в честь праздника. Друг увидел, что там есть и моя фамилия, сфотографировал текст и отправил мне, – вспоминает Владимир Николаевич. – Вечером, добравшись до газеты, я нашёл сам материал и убедился: действительно, будут награждать. Ну а потом уже и на работе подтвердили, поздравляли. Разумеется, было очень приятно.
Он не первый в династии Чикуновых, кто удостоился значимых наград. И когда речь заходит о достижениях, Владимир Николаевич первым делом вспоминает своего деда Кузьму Павловича. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время тот трудился в шамотном цехе и был отмечен Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почёта». Отец Владимира Николаевича – Николай Кузьмич, также всю жизнь посвятил труду на комбинате – в мартеновском цехе. Собственно, именно он и привёл Чикунова-младшего на промплощадку.
Свободное время Владимир Николаевич проводит отнюдь не на диване перед телевизором. Количество его увлечений внушает уважение. Во-первых, он и его супруга заядлые садоводы. Во-вторых, зимой Владимир Николаевич регулярно катается на лыжах и посещает бассейн. Ну а в тёплое время года главное его хобби – велосипед: за сезон Владимир Николаевич успевает делать по тысяче километров. Любимый маршрут – до озера Солёного и обратно. Если же погода не располагает к выездам за город, он довольствуется дорожками Экопарка.