Практически всю двенадцатичасовую смену Игорь Овчинников проводит на ногах. Его рабочий день начинается с обхода большого участка, на котором расположены три нагревательные печи, производительность каждой – 370 тонн металла в час. Бодро шагая по крутым ступеням многочисленных лестничных пролётов, он внимательно осматривает технологическое оборудование, уделяя особое внимание печам, не имеющим аналогов в мире по объёмам. Каждая вмещает до 750 тонн металла – это примерно сорок металлических слябов. Литые заготовки поступают в ЛПЦ № 4 из ККЦ и ЭСПЦ. Прежде, чем попасть в прокатный стан, десятиметровый слиток должен стать пластичным и податливым, поэтому со склада слябов по рольгангам слябы отправляются в нагревательные печи. В зависимости от марки стали нагрев длится от двух часов пятидесяти минут до четырёх часов двадцати минут.
– В технологическом процессе важно всё, чтобы рольганги работали нормально, печи функционировали в полном объёме, огнеупорная кладка не подводила – подчёркивает Игорь Юрьевич, провожая взглядом раскалённый докрасна сляб.
Несмотря на внушительный вес – порядка 43 тонн, сляб плавно движется в сторону стана «2500», который производит металл для автомобильной, трубной и судостроительной промышленности. На выходе из печи температура заготовки составляет 1250 градусов по Цельсию, по мере движения он немного охлаждается…До того момента, пока сляб не прошёл черновую группу клетей, ответственность за качество нагрева несут нагревальщики.
– Можно сказать, что я из металлургической семьи: отец всю жизнь проработал сталеваром в третьем мартене, мама – цеховым врачом-терапевтом, так что ММК в моей жизни присутствовал с детства, – рассказывает Игорь Юрьевич. – После школы поступал на стройфак МГМИ, но недобрал полбалла, через год всё же стал студентом, правда, технологического факультета, выбрав направление «обработка металлов давлением».
Окончив институт, Игорь Овчинников по распределению попал на Узбекский металлургический завод, расположенный в городе Бекабаде. Трудовой путь начинал в строящемся сортопрокатном цехе, работал на участке обработки, на участке нагревательных печей.
– Можно сказать, что наш цех был «филиалом» Челябинской области, – улыбается Игорь Юрьевич. – У нас было много специалистов из Челябинска, Магнитогорска, Златоуста. Начальник цеха тоже был из Магнитки. Работали дружно, никаких межнациональных трений с местным населением не было. Но тут наступили девяностые годы, начался развал страны. Мне нужно было решить: оставаться в Узбекистане, который стал суверенным государством, или возвращаться в Магнитку, где были родители, родные, друзья. В результате, решил ехать домой.
На ММК в это время шло строительство стана «2000» горячей прокатки и ЛПЦ № 10. Игоря Овчинникова, имеющего за плечами девятилетний опыт работы на крупнейшем металлургическом предприятии Узбекистана, приняли старшим нагревальщиком на печи, которые ещё только предстояло построить. Так и рос вместе с цехом.
– В десятом цехе проработал до 2001 года, а потом получил предложение перейти в ЛПЦ № 4 старшим мастером печей, – вспоминает Игорь Юрьевич. – Честно говоря, долго упирался. Цех мне не понравился. Торцом он примыкал к слябингу, который к тому времени демонтировали. И картина в целом была неприглядная, особенно в сравнении с десятым цехом. Но через некоторое время всё же согласился. Четвёртый цех в то время был основным на ММК. Вся нагрузка по горячему прокату приходилась на него.
В 2007 году в ЛПЦ № 4 началась реконструкция – все работы проходили в условиях действующего производства. В 2012–2013 годах вместо шести старых нагревательных печей, которые демонтировали и вывели из работы, построили три высокопроизводительные нагревательные печи с большей шириной пода, что позволило принимать слябы длиной до десяти метров. Производительность печи выросла со 100 до 370 тонн металла в час. Новые печи более экономичны и экологичны: для их работы требуется вдвое меньше природного и коксового газа.
– У каждой нагревательной печи свой характер, – подчёркивает Игорь Юрьевич. – Это не всегда можно объяснить словами. К примеру, если образуется свищ, то первая печь может долго работать в таком режиме, а вот вторая более капризна, и через час–два, если не устранить проблему, отреагирует аварией, вплоть до остановки агрегата. Третья печь – более ровная, покладистая.
В 2014 году Игорь Овчинников ушёл на пенсию с должности старшего мастера. Но с размеренной пенсионерской жизнью решил повременить и перешёл старшим нагревальщиком в пятую бригаду и вот уже десять лет занимается ремонтом оборудования, контролем всех ремонтных операций, его запуском. Свой участок – от склада литых заготовок до гидросбива – изучил до винтика. Не заметил, как пролетели двадцать лет, а цех стал родней родного.
– У меня график с семи утра и до девятнадцати вечера, но я на работе уже в шесть утра, – рассказывает Игорь Юрьевич. – Мне нужно перед сменой всё осмотреть, проверить «болевые точки», составить примерный план на день. Эта привычка у меня ещё с Узбекистана сохранилась.
Об агрегатах и многочисленном оборудовании, которое приходится обслуживать, Игорь Юрьевич никогда не говорит, как о бездушном железе, хотя к мистике не склонен. Просто за сорок лет, отданных производству металла, приходит особое чутьё, понимание того, что даже самые мощные печи чутко отзываются на внимательное, ответственное отношение, своевременные ремонты, ежедневную заботу.
– С опытом начинаешь чувствовать оборудование. Бывает, занимаешься бумажными делами и слышишь, что цех работает размеренно, по звукам, гулу понимаешь, что происходит в данную минуту. А вот если вдруг возникает слишком длинная пауза, то начинаешь волноваться, выяснять причину.
Государственная награда – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени – значимый этап трудовой биографии Игоря Овчинникова. Эмоциями по этому поводу Игорь Юрьевич делится скупо, видно, что не привык хвалиться трудовыми заслугами, главное, говорит, что семья им гордится. Близкие присутствовали и на награждении, проходившем в «Арене-Металлург», правда, пообщаться и вместе посмотреть концерт не удалось – получив награду, Игорь Овчинников отправился в ночную смену: давать стране металл.