Маршрутки в Магнитке быстро вошли в повседневную жизнь, быстро стали непременным атрибутом городских улиц, быстро заразились всеми «болячками», присущими малому и среднему бизнесу. Всего два-три года прошло, как они «оккупировали» город, а сколько шума уже натворили! Были и акции протеста владельцев «ГАЗелей» против действий местной власти, и мощные пиар-кампании в прессе, и шумные рейды ГАИ по выявлению маршруток-нарушителей, и даже обращение мэра города – бывшего – в областную прокуратуру, которую он попросил проверить правомерность действий своих подчиненных, регулирующих работу общественного транспорта в городе.
Теперь дело и вовсе дошло до настоящих бандитских разборок. Проколотые колеса и простреленные стекла автомашин, избитые водители и обстрелянные владельцы «ГАЗелей» – такими методами ведут сегодня борьбу перевозчики. «Фрагменты» подобной «конкуренции» в городе фиксировались и раньше, но впервые «битва» приобрела столь серьезные масштабы. С середины сентября маршрутки стали стабильными поставщиками новостей в криминальные сводки.
На прошлой неделе в редакцию «ММ» обратился Смбат Григорян, владелец крестьянского хозяйства «Содружество», одной из шести фирм, которые занимают сейчас более 80 процентов «маршрутного» городского рынка (в числе других крупных «игроков» – «Автолайн», «Фараон», ТНТ, «Экипаж» и «Стрелец»). Он утверждает, что в городе сложилась криминальная ситуация на рынке пассажирских перевозок. Предприниматели, приобретая «ГАЗели» и осваивая маршрутный бизнес, могут рассчитывать на успех при соблюдении простого условия: им необходимо примкнуть к «крышующей» фирме, и все проблемы вмиг будут решены.
– Проще говоря, – констатирует Смбат Григорян, – нужно «отстегивать» тем, кто взял тебя под свою опеку, иначе неминуемы большие неприятности. А УВД в этой ситуации практически бездействует: сотрудники милиции в частных разговорах предлагают предпринимателям самим решить проблемы и делают все, чтобы не принимать от них заявлений...
Слова владельца «Содружества» подтверждают и другие факты. Так, руководство ООО «Альфа-Авто», работающего на городском рынке пассажирских перевозок менее года, уже неоднократно обращалось в администрацию города и в УВД по фактам беспредела, творящегося на магнитогорских дорогах...
Смбат Григорян, по его словам, 15 сентября подвергся нападению со стороны владельцев одной из конкурирующих фирм (яблоком раздора стал маршрут «НТВ»). На него напали два человека, избили и обстреляли из пистолета. На теле предпринимателя – 7 огнестрельных ранений, у него сотрясение мозга и сломана рука. По факту нападения он обратился чуть ли не во все инстанции («Вплоть до Путина»), в том числе в прокуратуру и УВД. Но и конкуренты не дремали. Когда легковую машину, в которой находился один из участников инцидента, сотрудники милиции задержали на первом посту (на выезде из города на челябинском направлении), то услышали душераздирающую историю «о засилье черных». Якобы сам Григорян напал на конкурентов, угрожал им, а они-де, законопослушные граждане, вынуждены были защищаться. Правда, не совсем понятно из их рассказов, каким образом нападавший оказался пострадавшим, да еще в таких масштабах, что попал на больничную койку.
Вскоре в городе был зафиксирован еще один «маршрутный» инцидент. Как сообщила МГТРК, среди бела дня обстреляна маршрутка с пассажирами. Затем неизвестные с угрозами набросились на водителя Рафаила Талипова и, на всякий случай, порезали колеса управляемой им автомашины. Вывод неутешителен: маршрутный бизнес в Магнитке явно превращается в бандитский...
Городской рынок пассажирских перевозок за последнее время изменился до неузнаваемости. Приход в эту нишу маршруток решил немало проблем и заставил по-иному взглянуть на городской транспорт (выяснилось, например, что он может быть прибыльным). Но в то же время и «накрутил» немало. В «загоне» оказались трамваи и автобусы, которые не могут конкурировать с «ГАЗелями» хотя бы потому, что вынуждены перевозить «за бесплатно» большое количество льготников. А сами маршрутки завоевали сомнительные лавры криминального рассадника, каковым когда-то, на заре рыночной эпохи в стране, были коммерческие киоски...
Зри в корень, говорил Козьма Прутков. Если называть вещи своими именами, то главной причиной нынешнего маршрутного беспредела в городе следует признать отсутствие четких и одинаковых для всех «правил игры» на этом весьма прибыльном, по крайней мере, пока, рынке. У предпринимателей время от времени возникают серьезные претензии к местной власти – как-то они жаловались даже главному федеральному инспектору по Челябинской области Валерию Третьякову. Так называемое согласование маршрутов, например, городская администрация уже не первый год упорно старается превратить в разрешительную процедуру. А тот же Смбат Григорян утверждает, что, по закону, предприниматель, получивший лицензию на пассажирские перевозки, своим заявлением «просто ставит власть в известность» о том, на каком маршруте будет работать, и запретить ему выпускать на этот маршрут свои «ГАЗели» никто не вправе.
– Это общероссийская проблема, – еще год назад констатировал начальник городской ГИБДД Андрей Веселов. – Если бы не было законодательных брешей, неужели бы мы не действовали строго по закону? С одной стороны, предпринимателям дано право работать, с другой – нет механизмов, регламентирующих их деятельность...
Прежний мэр города Виктор Аникушин эту дилемму, даже несмотря на публичное обращение в областную прокуратуру (текст письма был опубликован в «Магнитогорском рабочем»), решить не смог. Теперь это придется делать новому главе города – Евгению Карпову. Жесткие, но в рамках закона, одинаковые для всех «правила игры» для маршрутного бизнеса Магнитке просто необходимы – это очевидно. В противном случае передел «влияния» на городском рынке пассажирских перевозок неминуемо перерастет в перестрелку. Если – уже не перерос...
P.S. Уже когда материал был готов к печати, в редакцию «ММ» поступили новые документы, свидетельствующие о маршрутном беспределе в городе. Тему, видимо, придется продолжить...