В нём была представлена стратегия, по которой наш регион будет двигаться в ближайшие годы. В этом специальном выпуске нашей газеты мы постараемся разложить по полочкам план Дубровского - стратегию развития нашей Челябинской области.
ПОСЛАНИЕ И. О. ГУБЕРНАТОРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Б. А. ДУБРОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ О НОВОЙ РЕДАКЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА. 26 МАРТА 2014 ГОДА
Южноуральцы!
Сегодня я представляю вашему вниманию предложения по изменениям в Стратегию развития Челябинской области.
Мы проанализировали конкурентные преимущества и недостатки нашей области, определили новые векторы развития и точки роста. Оценили доступные ресурсы и возможные инструменты. Все они были положены в основу предлагаемых изменений.
Направления обновленной стратегии увязаны с основными приоритетами развития России и Уральского федерального округа. Учтены интересы наших ведущих предприятий и внешних инвесторов.
Для меня стратегия является основным документом для работы, которым я планирую руководствоваться для достижения обозначенных целей. Также замечу, что в новой редакции впервые отражены конкретные целевые показатели и механизмы их достижения.
Цель стратегии - рост благосостояния и качества жизни людей. Другой цели в стратегии нет. Этот рост будет обеспечен за счёт динамичного развития и повышения конкурентоспособности области.
Эти цели понятны и достижимы при ключевом условии: основой всего является человек, его материальные и духовные потребности, которые заключаются в простых и всем понятных вещах:
Первое
У людей должны быть стабильная работа и достойный заработок. Возможность за эти деньги купить качественные недорогие товары и продукты. Приобрести хорошее жильё.
Второе
Это возможность определить детей в детский сад, дать им достойное образование, всестороннее развитие.
Третье
Это качественное здравоохранение. Возможность хорошо отдохнуть, попутешествовать.
Четвертое
Важно, чтобы каждый человек чувствовал себя в безопасности, а в старости - не считал копейки. Чтобы, если под боком есть предприятие, оно соблюдало экологические нормы и не подрывало здоровье людей.
Это главные задачи нашей работы и стратегии.
В предлагаемом документе выделены наши основные преимущества в таких сферах, как экономика, здравоохранение, образование, наука и культура. Но нашим главным преимуществом - и это мое глубокое убеждение - был и будет человек. Его уникальный духовный, умственный и трудовой потенциал.
Мы сейчас перед заседанием обсуждали разные сценарии. Я хочу заявить, что я нацелен на лучшее, и озвучу параметры благоприятного сценария.
Итак, мы рассчитываем в 2020 году:
1. Увеличить валовой региональный продукт до триллиона семисот сорока миллиардов рублей. В денежном выражении это примерно в два раза больше, чем имеется сейчас. Но мы понимаем, что порядка 40 процентов этого прироста "съест" инфляция.
2. Также планируется довести ежегодный объем инвестиций в основной капитал до 420 миллиардов рублей, а производительность труда повысить в 1,7 раза.
Считаю необходимым о повышении производительности труда поговорить отдельно. Есть расхожее мнение, что об этом надо говорить осторожно, исключительно в академических кругах, потому что наш человек не любит работать, есть такой миф. Я до 40 лет работал руками, вокруг меня были разные коллективы. Кто построил эту страну, кто сделал ее той страной, которая она есть?
Производительность труда будет увеличена за счёт перехода на новейшие технологии и оборудование, повышения профессионального уровня работников. Это нужно делать всем хозяйствующим субъектам в их же, замечу, интересах. И тогда человеческий потенциал будет раскрыт.
Высокие показатели в экономике должны стать базой для развития социальной сферы. Это здравоохранение, образование и наука, культура, социальное обслуживание, физкультура и спорт. Это инвестиции в человека, в развитие его потенциала. При этом основным механизмом реализации программы стали региональные "дорожные карты". Они будут оцифрованы и станут прямым руководством к действию.
В социальном блоке определены следующие показатели:
1. Увеличение продолжительности жизни минимум до 74 лет с нынешних 69. Это наши с вами пять лет. Пока расчёты показывают, что к 2020 году численность населения области резко не изменится и будет составлять около трёх с половиной миллионов человек. При этом существенно возрастёт доля людей пенсионного возраста, это общая тенденция. Даже есть такое понятие "серебряная экономика", от слова седина. И мы должны добиться, чтобы человек, после того как он уходит на отдых, оставался активным; не нищенствовал, не ждал смерти, а жил. Нам нужно очень бережно относиться к этим людям. Хотя бы из благодарности тем, кто нас вырастил, учил, терпел.
2. Запланирован рост заработной платы в 1,8 раза в период с 2014 по 2020 год.
3. Планируется увеличить обеспеченность жильём на одного человека до 30 квадратных метров в 2020 году, то есть почти в полтора раза. База экономическая, строительная у нас для этого точно есть.
Сейчас ситуация в экономике региона и в социальной сфере неоднозначна. С одной стороны, у нас есть достаточно высокий запас прочности. Южный Урал был и остаётся производственным и экономическим сердцем страны. Это результат большой работы всех южноуральцев. Но с другой стороны, есть и серьёзные проблемы. Неблагоприятная мировая конъюнктура привела к падению в металлургии и машиностроении. С 2010 года темпы роста промышленного производства постоянно снижались, и в 2013 году, если выражаться точно, оцифрованными категориями, мы показали снижение: незначительное, но снижение. Из-за снижения прибыли в базовых отраслях бюджет недополучает доходы. Средняя зарплата в области - эта цифра для нас вызов - на 13 процентов ниже среднероссийской.
При этом в обозримый срок никакие экономические катастрофы нам не грозят. Область развивается достаточно устойчиво.
Поговорим о наших конкурентных преимуществах, выделяя при этом:
1. Высокий образовательный уровень большинства специалистов, возможности для обучения и переобучения.
2. Разнообразные природно-климатические ресурсы. Наличие полезных ископаемых, по ряду которых область является уникальной кладовой. Это должно сформировать дополнительный инвестиционный спрос, создать новые продукты и переделы с более высокой добавленной стоимостью.
3. Мы не оценили до конца возможности наших закрытых городов и предприятий оборонно-промышленного комплекса. У нас закрытых городов три, я был поражен уровнем компетенции, технологий в этих городах.
4. Мощный аграрно-промышленный комплекс и наличие свободных земельных угодий. Развивайтесь, товарищи крестьяне, мы сделаем для этого всё возможное.
5. У нас масса заброшенных промышленных площадок, обеспеченных инфраструктурой, которые будут вводиться в хозяйственный оборот.
6. Перспективы регионального здравоохранения: мы их видим прежде всего за счёт развития центров ядерной, кардио- и нейромедицины, с формированием системы послеоперационного долечивания и восстановления. Почему люди ездят за границу лечиться? Потому что не верят в нашу медицину, хотя это уже сейчас не так. Поэтому давайте развивать своё.
7. Возможности для создания индустрии спорта и отдыха.
8. Надо обратить внимание на наше географическое преимущество. С давних пор Южный Урал находился на перекрестке главных транспортных артерий. Здесь проходил Великий шёлковый путь. Через наш регион первой на Урале прошла Транссибирская магистраль. В Челябинске, кстати, находилось управление строительством Транссиба. И таких "точек гордости" у нас на Южном Урале десятки, если не сотни.
Подводя итог своему докладу, информирую вас о том, что поручил правительству области до 1 августа разработать план конкретных мероприятий по реализации стратегии.
На этом я завершаю доклад по стратегии, но не завершаю своё выступление.
Я посвятил эти 2,5 месяца тому, что встречался с людьми. И они ждут от нас не заявлений, а конкретных вещей. Они говорят - наведи порядок. Причём в каждом разговоре слово "порядок" понимается по-разному.
Обращаюсь к вам, потому что вы - члены команды. Чтобы люди поняли, что мы их слышим. Многие решения, на самом деле, очевидны и лежат на поверхности. К примеру, оптимизация расходов. Мы начали её с себя, то есть с областной власти. Проанализировали бюджет, убрали дублирующие, избыточные функции, непонятные барьеры, должности. И только на этом сэкономили свыше полумиллиарда рублей. При этом качество работы не пострадало. Я обращаюсь к муниципалитетам - обратите внимание на нашу практику.
Ещё один важный шаг в экономии бюджетных средств - это централизация госзакупок. Всем известно, что это очень сложная сфера, в которой вращаются миллиарды рублей. Дополнительный контроль здесь будет нелишним. Все закупки на сумму свыше полумиллиарда рублей будем проводить только после общественной экспертизы. Призываю население области включаться в эту работу. Люди вправе участвовать в принятии решения того, как распределяется общественный продукт, который они зарабатывают. Поручил правительству области в срок до 1 мая внести соответствующие предложения.
Также требуется навести порядок в дорожном хозяйстве. В прошлом году расходы на дороги составили почти десять миллиардов рублей. Было построено и отремонтировано 320 километров автодорог. Каждый легко посчитает, сколько это может стоить. Такие огромные средства должны использоваться более рационально. Думаю, что при сохранении тех же объёмов финансирования мы вполне сможем увеличить этот показатель минимум на 15-20 процентов. При этом должен обязательно работать принцип, когда организация, которая строит дорогу, гарантирует её качество и отвечает за эксплуатацию.
Это, что касается наведения порядка с расходами бюджета.
Но не меньше людей волнует тема трудоустройства. В области 28 тысяч официальных безработных, при этом в 2013 году мы привезли 12 тысяч иностранцев. В этом году заявка - на 40 тысяч иностранных работников. Федеральная квота - десять тысяч. Я считаю, что нам и эти десять тысяч не нужны. По моему поручению правительство области разрабатывает план ежегодного сокращения выборки квоты минимум на 20 процентов. Вовлекайте человеческий потенциал Челябинской области! Работайте с нашими людьми, они у нас есть. Конечно, принятые меры не должны коснуться уникальных иностранных специалистов. Пусть приезжают - мы им рады.
Наведение порядка в строительном комплексе. Необходима б?льшая прозрачность и предсказуемость управленческих решений. Вот эта практика: "этого пущу - этого не пущу", "этот мой - этот не мой", должна заканчиваться. Если в отрасли не будет конкурентной среды, то люди не смогут купить даже 30 кв. м. Как в Озёрске - 50 тысяч рублей стоит квадратный метр, потому что там ничего не строится. Без обиды для Озёрска, но это яркий пример того, о чем я говорю.
Ещё один вопрос, который волнует людей, это конфликты между местными администрациями. В результате страдают жители. К примеру, жители Карталов три дня сидели без воды, потому что район и город не могли решить, кто должен ремонтировать водопровод. Пока не пришёл прокурор и не сказал, что возбудит уголовное дело. И сразу поняли, кто должен ремонтировать!
Наша задача - создать среду, в которой инициатива будет проявляться. Я всегда был сторонником проектного способа работы, когда я понимаю, что будет в конце. Пример - здравоохранение. Как поставить задачу министру? Она определяется результатом. Сколько проживёт человек - 74 года, вот задача. Или министру строительства. Надо поставить задачу, чтобы квадратный метр стоил 26 тысяч, а не 50. Поручил правительству такие показатели сформировать.
Ещё один вопрос, очень важный. Если вернуться к стратегии, очевидно, что очень важно организовать массированное привлечение инвестиций. Эту политику областное правительство проводило всегда, и её нужно развивать. Но инвестор изменился, среда изменилась. Нужен адресный подход. Опыт работы в регионах такой есть. Наш сосед Татарстан - десять процентов прирост инвестиций ежегодно. Хотя, казалось бы, пакет возможностей такой же, отличие - детальное сопровождение. Под белы ручки берут - и потащили.
И ещё. Внешний инвестор - это, конечно, здорово. Но у нас инвестор внутри в области, в основном. Обращаюсь к вашему инвестиционному патриотизму. Зарабатываете в области - инвестируйте, пожалуйста, в неё. Я пока ввёл мораторий на выдачу госгарантий. Надо разобраться. Эта практика, когда вместо того, чтобы поддержать сотню проектов, поддержать всего два, для меня не бесспорна. Может, лучше иметь сто точек роста, чем две? И последнее, очень важное для меня. Вспомним историю Челябинской области. Было три волны инвестиций. Первая - первые пятилетки, когда строилась Магнитка, ЧТПЗ. Решения принимались за счёт того, что были уникальные природные ресурсы. Это была первая волна государственных инвестиций, в которых мы до сих пор живём.
Вторая волна - беда наша, война. Когда были эвакуированы заводы с Украины, России. Когда приехали люди, технологии, многие из которых здесь остались.
Третья волна - когда формировался ядерный щит державы. Требовалось делать это скрытно, нужны были природные ресурсы.
Я уверен, что те события, которые происходят в мире, приведут нас к тому, что будут приниматься решения о каких-то серьёзных проектах. Нам надо быть готовыми, что четвертая волна придёт к нам. И у нас остается ресурс - наши люди, знания, потенциал человеческий.
Мы с вами все - наследники победителей, давайте работать и побеждать!