Год назад на градостроительном совете рассматривали варианты альтернативной автодороги, способной разгрузить основные перегруженные трассы правобережья - проспекты Ленина, Маркса и улицу Советскую.
Речь шла о проектировании с последующим продолжением дороги, построенной недавно от Казачьей переправы до Дома обороны. А далее - вынужденная "загогулина", поскольку дорога за храмом Вознесения приводит в "никуда": если ее вести напрямую, то придется пожертвовать комплексом Дома обороны. Есть вариант вести трассу по кромке заводского пруда на свайных основаниях. Или - "по гаражам", что вообще нереально: тысячи автовладельцев выйдут с вилами, да и времена нынче не те. А дальше и того хуже - проблема с пересечением улицы Грязнова в районе Центральной городской ярмарки: в случае принятия этого варианта придется выплачивать компенсацию владельцам этого бизнеса, на что не хватит никакого городского бюджета. Да и дополнительный одноуровневый регулируемый перекресток только усугубит ситуацию. Делать же двухуровневое пересечение - это из области фантастики. Если уж строить автоэстакаду, то на пересечении улицы Грязнова с проспектом Ленина, о которой дальше разговоров уже не одно десятилетие дело не идет. Хотя и в Ленинском районе проблем немало - прокладка автодороги вступает в противоречия со сложившейся городской застройкой, святыми для города местами - парком и монументом "Тыл-Фронту", сквером со стелой с орденами Магнитки между театром Пушкина и Центральным стадионом, чье единство, кстати, за этот год было безобразным образом нарушено постройкой "Макдональдса".
А между тем, еще в "советские" времена по инициативе руководства металлургического комбината было принято довольно реальное решение разгрузить Казачью переправу и Южный переход путем строительства автомобильной дороги от улицы Магнитной вдоль Сосновой горы с выходом на Профсоюзную в районе Бетонстроя. И инициатором этой "дороги жизни", как мне сказали в УКСе ММК, был сам Иван Ромазан. Дело в долгий ящик не откладывали. Дорога вошла в качестве важнейшего объекта транспортной инфраструктуры города в генплан Магнитогорска. Есть сведения, что где-то на полках пылятся уже два десятилетия рабочие чертежи, выполненные Гипромезом. В перспективе предполагалось пустить по этой ветке протяженностью менее трех километров трамвай. Идея была блестящей во всех отношениях: разгружались магистрали правобережья, город получал полноценную объездную дорогу со стороны челябинского тракта с выходом в Ленинский район, минуя улицы Грязнова, Завенягина, проспекты Ленина и Маркса. Строительство обещало быть довольно экономичным - здесь, к примеру, нет подземных коммуникаций, в основание дороги предполагалось укладывать скальный грунт, выработанный тут же, при разработке горного склона, что сокращало использование недешевого щебня.
И стройка началась. Были проведены взрывные работы, началась планировка автодороги. Но грянул приснопамятный 1992 год, строительство важнейшего для города объекта вышло из-под контроля комбината. А в районе запланированной автотрассы полным ходом шло строительство кооперативных гаражей, поскольку весомым стимулом к этому было удобное расположение дороги с явной перспективой надежного трамвайного и автобусного сообщения, близость к проходным металлургического комбината.
Прошло с началом недолгого строительства два-три года. Проложенный вдоль гаражей проселок с прилегающими к нему котлованами и пустырями, бывшими отстойниками ММК, облюбовали самосвалы и мусоровозы десятков "хозяйствующих субъектов" всех мастей, и скоро близ Сосновой горы образовались многочисленные свалки бытового и строительного мусора. Борьбу с ними гаражники ведут уже много лет, и похожа она на войну с ветряными мельницами. Обращения в городскую и районную администрации в лучшем случае приводили к тому, что появлялся бульдозер, маскировал мусор грунтом, а заявителям присылали письмо о выполненной "рекультивации". В худшем случае на гаражные кооперативы налагали административные штрафы за нанесенный урон окружающей среде. Мол, цыц! А то докажем, что это ваш мусор. Часть штрафов удавалось оспорить, легко доказав никчемность обвинений в загрязнении территории. Активисты гаражных кооперативов постоянно ведут собственное расследование, дежурят, фотографируют машины, вываливающие мусор. Данные со снимками передают в административные и природоохранные органы. Но, похоже, всерьез эта проблема никого не волнует. А везут сюда мусор со всего города и прилегающих поселков, в которых, как выяснилось, даже мусорных контейнеров нет.
Будет построена дорога - прекратятся и свалки мусора, резонно считают в гаражных кооперативах, ведь пустыри всегда привлекают доступностью и выгодой: за утилизацию отходов платить не надо, и топливо экономится - на официальный полигон везти далеко, а тут практически географический центр города. А на въездах-выездах полицейских никто не будет ставить, не тот рейтинг у этой даже не дороги, а "направления". К тому же, "мусорщики" порой настроены довольно агрессивно, рассказывают, бывали случаи, когда водители запугивали гаражных сторожей, проезжали в ворота и вываливали мусор на территории кооперативов.
Проблеск надежды появился, когда город возглавил Евгений Тефтелев. Он побывал на Сосновой, проникся проблемами владельцев гаражей, раздал с десяток поручений, заметив, что особых затрат, кроме элементарного наведения порядка, здесь не требуется. По итогам выездного совещания по ликвидации свалки на Сосновой и приведения дороги в надлежащее состояние эта дорога была закреплена за МАУ "ДСУ". Городской технической инспекции предписали выявлять лиц и организации, захламляющие территорию, а МУ "Горэлектросеть" было предложено проработать вопрос освещения дороги, ведущей к гаражам. Не сделано совершенно ничего. Как известно, кот из дому - мыши в пляс. Стоило только мэру отпустить вожжи… Гаражники начали собственное расследование и выявили, что и по сей день несанкционированную свалку пополняют в основном муниципальные самосвалы. Составили акты, сопроводили их наглядными фотографиями. По результатам проверки областным Росприроднадзором был составлен протокол об административном правонарушении от 10 ноября 2011 года, факты незаконного вывоза ТБО и строительного мусора установленными и неустановленными лицами подтвердились. В адрес администрации Магнитогорска направлено требование "О принятии мер по устранению захламления земельных участков в срок до 6 декабря 2011 года". Надо ли говорить, что это требование никто не торопится исполнять. Если не считать "лапшу", которую навесила администрация города контролирующим органам "об исполнении обязательств и ликвидации свалки". По сути, представленные фотографии были сфальсифицированы, а вместо вывоза мусора, рекультивации территории отходы города и стройки были грейдированы и завалены снегом.
А свалка все растет. И сегодня даже такая малозатратная по сути автодорога, значащаяся в генплане города и способная реально облегчить транспортную ситуацию в городе в противовес совсем уж фантастическим эстакадам и виадукам, видится недостижимой мечтой, в которую верили и "народный директор" Иван Ромазан, и многие тысячи металлургов, остающиеся уже два десятилетия заложниками безволия городских чиновников.