В этот вечер в драмтеатре имени А. Пушкина никто не смог бы ответить на вопрос: чему больше радовались зрители - 20-летию любимого спектакля "Эти свободные бабочки" или приезду в Магнитогорск любимых актеров Сайдо Курбанова и Фариды Муминовой? Впрочем, одно без другого в данном случае невозможно: именно эта пара в далеком 1992 году впервые сыграла в "Бабочках": она - Джил, он - Ральфа. И пусть через 20 лет Фарида Шамильевна сыграла уже не подружку, а мать героя - все равно, без участия этой пары юбилей "Бабочек" был бы невозможен.
Приезд Курбанова и Муминовой в Магнитогорск до последнего был под вопросом: во-первых, у обоих полно работы. Причем, Фарида Шамильевна, входящая в состав труппы театра Армена Джигарханяна, сейчас приступила к роли - кто бы мог подумать! - да-да, именно роль миссис Бейкер в "Этих свободных бабочках". Вторая причина остаться в столице - юбилей Сайдо Курбанова, который есть с кем отметить в Первопрестольной. И третья, пожалуй, основная препона - состояние Фариды Муминовой, которую две недели назад свалил сильнейший бронхит. Но театр драмы взмолился: "Вы не можете оставить нас!" - этот аргумент стал решающим. Свой родной театр они оставить не смогли. Правда, до последнего были уверены, что играть на сцене им не придется - но обо всем по порядку.
Остановиться решили в гостинице театра - им, разумеется, предложили номер люкс. Но сын актеров, узнав о намерении родителей не влезать в его семейный очаг даже на несколько дней, разразился гневной тирадой: "Вы хотите опозорить меня на весь город?" Тут небольшая ремарка: сын Сайдо Бобоевича и Фариды Муминовой Искандер когда-то не пожелал отправиться вслед за родителями и остался в Магнитогорске. Он же составил и планы отца на юбилей: шестого июня увез родителей и их друзей за город, где они и встретили 65-летие Сайдо Курбанова.
А накануне юбилейного показа "Бабочек" актеры встретились с магнитогорской прессой. И пусть не обижаются молодые актеры театра Анна Дашук и Андрей Майоров, заменившие на сцене "старую гвардию", что им вопросов почти не задавали, - уж очень соскучились мы по нашим любимцам. У них те же добродушно-ироничные отношения между собой: он над ней постоянно посмеивается, она ему в тон предлагает "забрать у нее это чудовище" - и даже обещает заплатить. Она стала еще краше, он - ничуть не изменился. Правда, часов ММК, которые он носил еще четыре года назад, когда мы встретились в Москве, уже не было. Разумеется, Фариде сразу же задали вопрос: не страшен ли был переход от роли Джил к роли матери?
- Этот кризис я пережила в другом спектакле - "Королева красоты", в котором играла буквально бабку. Мучились со мной все, и сама я мучилась, потому что перешла из одного возраста в другой. В "Бабочках" моей героине столько же, сколько мне самой.
Сайдо: Пятьдесят пять.
Фарида: Мог бы и промолчать!
Телекомпания "ТВ-ИН": Фарида Шамильевна служит в театре Джигарханяна. А чем занят Сайдо Бобоевич?
- А я сейчас главный в Москве халтурщик по производству фильмов. Сначала снимал "Розыгрыши" для Первого канала. Потом две документальных картины, одну из которых выдвинули на "Нику" - это "К-219. Последний поход" о трагедии подлодки в 1986 году. Снял 11 фильмов для телевидения, 140-серийный фильм "Маршрут милосердия", который шел по "России", сериал "Генеральская внучка" и только что закончил "Найденыш-3".
ТВ-ИН: Фарида, как давно вы в театре Джигарханяна?
Сайдо: в 2005 году мы пришли к Армену Борисовичу, он нас очень хорошо встретил: "Вот, доча, репертуар, выбирай любую роль, учи текст и приходи показываться". А в кабинете у него был Толя Дзиваев - замечательный актер, сыграл в "Жукове" Сталина. И он говорит: "Простите, когда-то на фестивале в Алма-Ате не вы Ляльку играли в "Дорогой Елене Сергеевне?" Фарида отвечает: "Я". Джигарханян обернулся: "Ну и как"? Тот: "Супер!" Армен Борисович подытоживает: "Доча, не надо показываться - ты зачислена в труппу".
ТВ-ИН: Вопрос к Анне Дашук: Сложно ли было приступать к роли Джил? Не боялись ли, что станете подражать Фариде?
Анна: А почему бы и нет, если роль хорошо сыграна? Я все фишечки Фариды взяла себе.
Сайдо: Это не возбраняется.
"Магнитогорский рабочий": Фарида, у вас очень интересные отношения с Сайдо Бобоевичем…
- Он меня любит.
Сайдо: Дело было в Душанбе, где девочка по имени Фарида снималась, а я за ней ухаживал. Приношу я ей арбуз, мы его съели. А на следующий день она кормит меня потрясающе вкусным вареньем, состав которого я не смог понять. На вопрос: "Из чего варенье?" - Фара отвечает: "Из корок вчерашнего арбуза". Это безотходное производство меня сразило, и я не промахнулся: готовит Фарида Шамильевна гениально.
Газета "Про искусство": Фарида Шамильевна, скучаете по нашему театру?
- Очень. Скажу больше: каждый год, приезжая в Магнитогорск на обследование, естественно, я заходила в театр. И каждый раз целовала сцену и обязательно бросала монетку - по поверью актер вернется на эту сцену. И я пожалела об этом позавчера, когда мне сказали, что я буду играть однозначно (дружный хохот участников встречи).
ТВ-ИН: Когда вы уехали из Магнитогорска, театр не впал в забвение и даже получил "Золотую маску" за спектакль "Гроза". Вы его видели?
Сайдо: Три раза в Магнитке и столько же в Москве во время фестиваля "Золотая маска". Безумно люблю этот спектакль, обожаю в нем Анечку Дашук, ее монолог "…отчего люди не летают так, как птицы?..", когда на словах: "Вот так взяла бы - и полетела" она делает шаг вперед, натыкается горлом на веревку и договаривает сдавленным от удушья голосом. И ты понимаешь, что это мощный символ: быт, который сдерживает, - и устремление.
"Магнитогорский металл": Сайдо Бобоевич, когда несколько лет назад мы встречались с вами в Москве, вы сказали, что за долгие годы работы в нашем театре очень соскучились по кино. Прошло четыре года плотнейшей работы в кино - по театру не соскучились?
- В театре Пушкина я сделал немного спектаклей. Ни один из них не был обруган прессой, их хорошо смотрели зрители, но ни один из них не был событием - как, например, спектакли Валеры Ахадова "Чайка", "Вишневый сад" или "Козий остров", "Блин-2" Сережи Пускепалиса… Я не театральный человек и совру, если скажу, что соскучился по театру. Для меня всегда было мукой выходить на сцену - я человек, ненавидящий экзамены, а спектакль - это экзамен, причем неважно, премьера это или 28-й выход. И я трясся перед выходом, крестился, как сумасшедший… Но надо вам сказать, что в момент выхода все забывалось: игралось легко, после спектакля было полное опустошение - я имею в виду большие роли: как в "Вирджинии Вульф", "Ну все, все, все...", "Любовные письма"… Кстати, в "Любовных письмах" гениально играла моя партнерша Фарида Муминова - так, что я читал финальное письмо и не мог сдержать слез.
Фарида: Режиссер запретил: это, говорит, зритель должен плакать, а не ты. Но подбородок у него трясся.
"Магнитогорский металл": Фарида Шамильевна, "Он меня любит" - вы произнесли уверенно, даже самоуверенно. Когда этой уверенности было больше - в букетно-конфетный период или сейчас?
- Я клещами вытягивала из Сайдо эти слова - он не любит об этом говорить. Зато мне говорили об этом все и всегда - неважно, близкие это люди или те, которых мы видим первый раз: "Как он тебя любит!" И я спрашивала: "Как вы узнали?" А они: "Глянь, как он на тебя смотрит!" Я начала приглядываться - и правда, любит (смеется). А букетно-конфетный период - это не любовь вовсе, а всего лишь страсть. Я в какой-то момент поняла, что любовь - это когда ты не можешь без этого человека. Вот он долго снимался в Киеве. Я его провожаю, говорю: "Слава богу, хоть отдохну". Но уже вечером лечу в скайп - соскучилась. И еще: когда попала в больницу со страшным диагнозом, я точно знала, что меня вытащит Сайдошка. И переживала не за себя - все там будем, какая разница, рано или поздно? - а за то, как он останется без меня. С другой женщиной не сможет, потому что он их боится, он даже не танцует.
Сайдо: Я понимаю - танцевать с женщиной, которую ты любишь, хочешь. А просто так - в чем смысл? Я и один могу потанцевать. Если серьезно, я снимал "Генеральскую внучку", главную роль играла потрясающий человек, большая умница Ира Апексимова. Кстати, когда ее утвердили на предыдущей картине, я, еще не зная, схватился за голову: она же стерва! Насколько же я ошибался: более послушного, точного в работе, некапризного человека трудно себе представить. И вот мы, отсняв финальную сцену на даче, выпиваем, и Ира говорит: "Сайдо, я хочу выпить за тебя! Очень уважаю тебя прежде всего за то, что ты так любишь свою жену". Я ей: "Ира ты никогда не видела ее, откуда ты это знаешь?" - "Это чувствуется в каждом твоем слове".
Фарида (улыбается): Говори, говори, мне нравится.
"Магнитогорский металл": Фарида, а вы восточная жена?
- Я похожа на восточную женщину только внешне.
Сайдо: У нас русские мамы. И мама Фариды абсолютно восточная женщина. Мы приехали к ней в гости в Севастополь, утром я пришел с пляжа и положил пакет с носками, шортами… Через полчаса даже носки были поглажены! Я ей: "Муза Александровна, я сам". А она: "Мужчина не должен к этому прикасаться". Моя мама была совсем другая - скорее, папа стал западным мужем: дома готовил он, а мама - она, кстати, из дворянского рода - была барыней.
Фарида: Ты расскажи про папу, он был гениальный человек, умница…
Сайдо: Он учитель, был директором школы. В советское время было принято гостей из-за границы принимать так: день один накрывает поляну, день - другой… Приехали немцы - 36 человек. У нас был большой дом, во дворе накрывали огромный стол. Батя у меня прошел всю войну - у него иконостас из орденов и медалей, но он их не носил. И вот входят немцы во двор, стоит мой отец в пиджаке - и боковым зрением я вижу, что-то там у него поблескивает. Перефокусировал взгляд - блин! - медаль "За победу над Германией". Я: "Бать, ты на кой черт это нацепил?" А он мне: "Ээ, слушай, пусть знают, кто их победил!" Мой первый тесть был начальник Петровки, 38, генерал-лейтенант Сергей Иванович Рязанов - замечательный человек. В Москву из Душанбе прилетели мои родители знакомиться с будущими сватами. Выпили они, как два фронтовика, поговорили. И тесть, который никогда не надевал форму, говорит: "Сейчас я тебе покажу, за кого сына отдаешь". Выходит в другую комнату, надевает китель… А он помоложе моего отца, войну застал в последнее время, и наград у него немного, но ему недавно дали орден "Знак Почета" - самый маленький по значимости. Вот, говорит, дали орден. Отец ему: "Ой, Сергей Иванович, поздравляю", - обнял его… Потом говорит: "Мне тут тоже недавно орден дали", - и достает из кармана орден Ленина. Тесть, разумеется: "Ой, я ишак, дурак, прости!" - и снял китель. Я отца спрашиваю: "Бать, ты зачем так сделал?" Тот: "Сынок, он такой уважаемый человек, я все думал: надеть орден, не надеть? Ай, не стал надевать - в карман положил. Но когда он своими начал хвалиться, я тоже захотел".
...Если бы не репетиция, беседа продолжалась бы до утра - они очень интересные собеседники. На следующий день был спектакль - в полном до отказа зале. Мы видели "Бабочек" в Москве - в постановке того же Андрей Житинкина, правда, называется он там "Свободная любовь". В главных ролях - Дмитрий Дюжев и Ирина Купченко. Он - менее эмоционален, нежели Майоров, она - тоже холодно-суховата… Словом, что могу сказать: наши играют лучше! И не могу не отметить великолепную форму - и профессиональную, и физическую - Анечки Дашук, которая совсем недавно стала мамой второй раз.
На выходе к зрителям, стоя с букетами наперевес, Фарида Муминова плакала. Она, конечно, старательно скрывала слезы, но ведь фотокамеру не обманешь. Очень хочется верить, что это были слезы счастья - оттого, что она вернулась на родную сцену, к родным зрителям, которые не просто не забыли ее - они не перестали ее обожать.