Магнитогорск звёздами классического искусства, эстрады, театра и кино не удивишь: бывали в нашем городе самые великие представители богемы. Причём как в советские годы, когда Магнитка всё ещё числилась всесоюзной стройкой, так и в нынешние дни. Многие из приезжающих также бывали на комбинате – руководство предприятия давно и с большим удовольствием показывает и рассказывает о флагмане отечественной металлургии, модернизируемом по самым современным технологиям. Особенно в последние годы, когда в стране и в Челябинской области активно развивается промышленный туризм. Понятно, что визиты звёзд на комбинат пресса освещала – так что и этим удивить нас уже трудно. Однако народному артисту России, руководителю театра Наций это удалось.
Прилетев в Магнитогорск накануне открытия фестиваля театров малых городов около полуночи, уже следующим утром Евгений Витальевич прибыл в Центральную лабораторию комбината. С улыбкой прошёл внутрь, приветливо здороваясь со всеми встречными, переоделся в красную форму гостей предприятия и послушно сел для просмотра видео-инструктажа по технике безопасности при посещении промплощадки. Слушал весьма внимательно, вдумчиво, пару раз даже вскинул удивлённо бровь. Честно – не совсем верилось в искренность актёра, признанного одним из лучших, а может, и лучшим во всей стране.
Евгений Миронов стоит особняком даже в высшей касте артистов – так называемом топе. Прежде всего он интересен тем, что играет не широкими мазками, а тонко и компактно, используя весь свой актёрский инструментарий в состоянии максимального внутреннего спокойствия – даже когда играет ярких персонажей, в том числе, отрицательных. Тем и завораживает зрителя, будь то сцена театра или съёмочная площадка кинофильма: его герои непредсказуемы, их выстроенные образы внутренне богаты, наполнены. Разумеется, бывают и «громкие» сцены – но такие всплески лишь вызывают эмоциональное напряжение, обогащающее восприятие Евгения Миронова – точнее, его ролей. Он в хорошем смысле препарирует своих героев, «расчленяя» их целостный характер, чтобы потом глубоко и вдумчиво отыграть каждую грань – далеко не всем это дано, и в том его актёрская ценность. Словом, глядя на Евгения Витальевича, внимающего инструктаж без доли шутки, невольно подумала, что заинтересованность его чуть наиграна – чтобы гостеприимных хозяев, так сказать, порадовать. Однако совсем скоро убедилась: всё совсем не так.
В отличие от других звёздных гостей театрального фестиваля в Магнитогорске, Евгений Миронов с удовольствием согласился посетить комбинат. Он, говорят, вообще любит, приезжая в новые города с гастролями, изучать их особенности и быт жителей – как говорится, всё в актёрскую копилку. Не стала исключением и Магнитка. Первый пункт экскурсии – одна из модернизированных доменных печей. Нам повезло: прибыв за несколько минут до очередной плавки, готовимся стать свидетелями «течения огненной реки». Это, конечно, не старая домна, в открытом дворе которой искр от расплавленного чугуна – хоть руками собирай, но и при закрытой лётке зрелище впечатляющее. Особенно для того, кто это видит впервые. Времени немного: уже половина одиннадцатого, а в полдень Евгению Витальевичу нужно быть на репетиции. Однако он не спешит – более того, задаёт вопросы сопровождающему его начальнику доменного цеха: как часто осуществляются плавки, сколько печь выпускает чугуна, а сколько потребляет для этого сырья… И как ребёнок восхищённо восклицает: «Пятьдесят тысяч тонн каждый день?!»
Горновые и подручные сталеваров в эффектной валеной форме, касках и шапках с широкими полями меж тем готовятся к новой выплавке. Поглядывают на Миронова в сопровождении экскурсоводов и прессы: кто-то – обыденно, привыкнув к постоянным гостям, другие – с интересом, узнав в мужчине суперпопулярного актёра. Роба покрыта пылью и графитом, лица закопчённые… Слышу, как кто-то произносит: «Домна – это как родовая деятельность: модернизировать можно, сколько угодно, а от потуг и боли не отвертеться – так и тут, приходится работать с открытым огнём и копотью».
Актёр спускается со смотровой площадки, подходит к работягам, жмёт руки, здоровается, что-то спрашивает, внимательно слушает ответы… Ему что-то показывают, рассказывают, потом фотографируются, Евгений Витальевич не отказывает в снимке никому – напротив, на каждое: «А можно?» – доброжелательно-открыто: «Ну конечно!». Гостей на домне к этому моменту становится больше – приехал автобус с другими гостями фестиваля, актёры и драматурги, разумеется, тоже стараются быть поближе к знаменитому своему коллеге. Вместе смотрят плавку, фотографируются на фоне «салюта» из искр металла, потом ещё пара минут разговоров с руководством доменного цеха – и мы садимся в машины. Впереди – ЛПЦ-11.
«Как в другой мир попали!» – комментирует, окунувшись в прохладную тишину помещения, Евгений Миронов. В обычно пустынном цехе, производство которого почти полностью автоматизировано, сегодня на удивление много работников – на одной из клетей стана идёт перевалка. Внимание тут же приковывается к актёру, но – от процесса не отвлекаются. Оглядев датчики, полюбовавшись остовами автомобилей, изготавливаемых «АвтоВАЗом» из магнитогорской оцинковки, готовы идти дальше – к агрегату непрерывного горячего цинкования. Заворожённо наблюдает, как по разновысотным валкам ползёт тонкая стальная лента. Ассистент Евгения Витальевича Артём достаёт смартфон – сделать видео процесса.
– Дальше будет интереснее – где лента оцинкованная, – с улыбкой подсказывает экскурсовод Ксения Суднева.
– Ещё интереснее?! – искренне удивляется актёр.
И – да: возле специальной ванны, откуда «искупанная» в жидком цинке лента «выползает», «нарядившись» в глянцевый зеркальный блеск, задерживаемся подольше: селфи, видео – опять же, несколько работников цеха робко попросили совместное фото, и снова никто не получил отказа. Далее - подход к прессе.
– Когда приезжаю на гастроли, стараюсь бывать в интересных местах, в том числе, на фабриках и заводах в каждом городе, – говорит Евгений Миронов. – Но такого масштаба, конечно, не встречал. Чувство гордости за свою страну, за свой народ, в ней живущий, испытывал не раз. Но сегодня она развернулась с такой мощью, что пока не могу даже объективно описать свои эмоции – мне нужно время, чтобы переварить впечатления, осознать их. И обязательно донести это до зрителя. Как артист, в некоторой степени художник, я испытываю потребность поделиться увиденным с публикой. Не знаю: может, это будет спектакль, фильм, сериал – но обязательно что-то должно быть создано. Сегодня я увидел первобытные времена создания металла, когда в доменной печи из одного материала рождается совершенно другой. Этому процессу тысячи лет. Несколько минут – и я уже в технологическом сегодня, а может, даже завтра: корпуса машин, современные автоматизированные станы… И всё это создал человек, всем этим он управляет, понимаете? Потрясли люди, с которыми познакомился здесь. И понимаю, что в них надо вникнуть, докопаться до сути, потому что это не киношные образы – это то настоящее, что есть в человеке, в рабочем. Глаза, характер, судьба – они отдали горячему производству 30, 35 лет своей жизни… Это потрясает и тянет создать своё им посвящение. Это должно получиться очень интересным, а главное, важным.