По крайней мере, таким видят его организаторы, объявившие журналистам о новом начинании.
Социальный проект "Дорога жизни" зрел около года: время отняли многочисленные согласования и выработка единой концепции. Затем грянули две выборные кампании. В итоге публично о нем заговорили на днях.
На пресс-конференции, официально обозначившей старт начинания, выступили заместитель главы города Олег Грищенко, начальник управления образования Александр Хохлов, начальник отделения пропаганды ГИБДД Федор Сумароковский, директор страховой компании "Энергогарант" Сергей Мальцев и член Общественной палаты города Павел Верстов.
- Цель встречи - не просто пропиарить новое дело, - заявил замглавы города. - Главное - привлечь внимание общественности к проблеме: не только Госавтоинспекция, городская администрация, управление образования обязаны обеспечивать безопасность на дорогах, но и само общество должно осознать, что все мы - ответственны за ситуацию.
В конце заглавного спича Олег Владимирович оговорился, что, быть может, это выстрел из пушки по воробьям. Но многоплановую работу пора начинать, чтобы завтра не было поздно.
Эмоциональной составляющей добавил Павел Верстов, акцентировав внимание на том, что результаты "дорожной революции" несколько "расслабили" несознательных водителей. И в результате - регулярные трагические сводки ГИБДД. Посему программа "Дорога жизни" видится закономерной. Причем, ее вдохновители подчеркивают: проект не застывший, по ходу дела возможны корректировки и дополнения.
В официальном пресс-релизе организаторами проекта обозначены страховая компания "Энергогарант" и информационное агентство "Верстов Инфо". Поддержка обещана мэрией, Общественной палатой, Госавтоинспекцией города и Магнитогорской торгово-промышленной палатой. В партнерах - полтора десятка фирм и учреждений разной формы собственности. Информационные спонсоры - практически все печатные и электронные СМИ. Кроме того - внушительный список рецензентов.
Рассматривая документ, журналисты ждали конкретики: что именно предлагают организаторы? С чего стартовать и как двигать проект, рассчитанный лет на пять?
Но конкретики пришлось подождать. По словам начальника управления образования Александра Хохлова, официальные показатели совместной работы возглавляемой им сферы и ГИБДД говорят о позитивном сдвиге в деле обеспечения безопасности на дорогах.
- Работает много программ в школах, детских садах, других образовательных учреждениях, - напомнил Александр Викторович. - Эффект очевиден, но не покидает ощущение: большие проблемы остаются нерешенными. "Дорога жизни", на мой взгляд, позволит избежать одностороннего воздействия на конкретную аудиторию, поскольку программа - для всех. Речь о мерах социальной и гражданской ответственности всех жителей Магнитогорска. Мы поддерживаем новое дело, потому что нам есть, что привнести. Плюс, в этой программе есть индикативные показатели, заложены параметры эффективности. Ставим задачу повышения культуры поведения на дорогах. Если в программе примут участие как можно больше общественных организаций - результат станет заметнее.
Олег Грищенко вернулся к сухим цифрам статистики, напомнив, что ежегодно на дорогах планеты гибнет 1,3 миллиона людей, что сопоставимо с населением Эстонии. Еще 50 миллионов получают увечья, травмы, становятся инвалидами - сопоставимо с населением Германии, Украины.
- Молчать, созерцая ситуацию, не имеем права, - резюмировал заместитель главы города. - Подчеркну: "Дорога жизни" не подменяет другие программы: продолжит плановую работу комиссия по безопасности дорожного движения, налажено взаимодействие с федеральным и областным бюджетом. Как мне видится, новая программа объединяет социум, бизнес и власть. И еще - очень рассчитываем на поддержку СМИ.
Несколько приунывшие представители СМИ встрепенулись, когда слово предоставили начальнику отделения пропаганды ГИБДД Федору Сумароковскому. Он напомнил: обеспечение безопасности дорожного движения - признанная мировая проблема. В разных странах она решается по-разному.
- У нас исторически сложилось: для поддержания порядка необходима дубина, жандарм на каждом перекрестке, - посетовал Федор Геннадьевич. - Но ситуация изменилось: люди стали другими, повысилась социальная активность и политическая грамотность, условия жизни. Наш проект нацелен на изменение отношения граждан к проблеме безопасности на дорогах. Упреки насчет заставленных стоянок, нечищеных дорог, неправильного поведения инспекторов и прочую критику слышим постоянно. А если каждый задастся вопросом: что лично я сделал, чтобы, к примеру, избежать наезда на пешехода? Нередко присутствует убеждение - хоть кто, только не я. Я, мол, имею право и все - наплевать на того, кто рядом. Что это - правовой нигилизм или правовой эгоизм? Слышали, как гости Магнитогорска называют горожан - участников дорожного движения? "Злобные магниты" - как вам? Что движет водителем, который в слякотную погоду задние блок-фары протер, а номерной знак оставил грязным?
- Безнаказанность, - прозвучал ответ из стана журналистов. - Если бы регулярно штрафовали - вытирал бы как миленький несколько раз в день.
- Это самое главное заблуждение: если бы наказали - я бы сделал, - с грустью ответил Федор Сумароковский. - С такой позицией дальше будет сложно работать и прийти к взаимопониманию. Программа "Дорога жизни" позволяет объединить возможности государственного управления, образования, общественного мнения и полицейской функции. Действительно, есть определенные рамки, за которые мы не можем выйти. Но у общественных организаций есть другие рычаги для достижения общей цели.
Статистика подтверждает: количество ДТП с пострадавшими, благодаря целому комплексу мер, сокращается. Но велика тяжесть последствий. А это уже человеческий фактор.
И лишь под занавес удалось наконец-то услышать дела, которые намечены в рамках нового проекта. Рассказал о них Сергей Мальцев. Он подчеркнул: проект уникален по ряду причин. Во-первых, финансируется он не на бюджетные средства, а организаторами и участниками. Во-вторых, призван координировать усилия не только органов власти, но и городских предприятий и организаций, общественности. Потому и важны поддержка и понимание со стороны средств массовой информации. И крайне необходима абсолютная прозрачность проекта.
- Наметили шесть целей, - сообщил Сергей Мальцев. - Первая: спасение жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Вторая: поэтапное снижение количества ДТП. Третья: эффективное информирование населения об обстановке на дорогах и правилах безопасного поведения. Четвертая: формирование навыков правильного поведения на дороге у детей и подростков. Пятая: отстаивание прав горожан на безопасность дорожного движения. Шестая: развитие партнерских отношений власти, здравоохранения и учебных учреждений, общественных организаций, бизнеса, СМИ.
Мы не подменяем, а дополняем другие городские программы, делаем их комплексными и более эффективными. Планируем ряд акций: "Вежливый водитель", мероприятия в детсадах и школах, конкурсы среди детей и подростков, ежегодный выпуск газеты "Дорога жизни" и книги. Наметили размещение билбордов социальной тематики, буклетов и другого раздаточного материала для целевых аудиторий. Будем подключать юристов для защиты интересов участников дорожного движения, попавших в сложные ситуации
Встреча подразумевала диалог, но общения не получилось. Быть может, потому что программа, презентованная журналистам, довольно объемна - по крайней мере, ее концепция занимает пять печатных листов. Кроме того, осталось неясным: что из перечисленного итак уже не реализуется? Детские конкурсы, плановые профилактические мероприятия в образовательных учреждениях проводят регулярно. Как повлияет на хама за рулем, обрызгавшего прохожего грязью из-под колес, красочный социальный баннер? Каким макаром решить проблему заставленных машинами дворов, если не хватает стоянок, а транспорт регулярно прибывает? И как не вспомнить о пресловутой неотвратимости наказания, которая у нас, мягко говоря, хромает?
Вопросов много. Но есть положительный момент: власть, бизнес и общественные структуры нацелены переходить от слов к делу. Важно, чтобы эти дела были конкретными, полезными горожанам. А действия в рамках "Дороги жизни" - реально прозрачными.
На первом этапе будет сформирован оргомитет. Видимо, затем последует конкретика. Будем следить за движением по "Дороге жизни".