Появление в Челябинской области санитарной авиации - это результат практической реализации федеральной программы, которая входит в национальный проект "Здравоохранение". Шестьдесят машин с медицинским модулем совершили по стране более 12 тысяч вылетов и транспортировали свыше 17,5 тысячи пациентов, в том числе около трёх тысяч детей.
Программа существует несколько лет, однако Челябинская область в неё ранее не входила. Регион по размеру территории занимает 39-ю строчку, и в центре решили - в санавиации область не нуждается. Однако содействие главы региона Алексея Текслера позволило включить Челябинскую область в федеральную программу.
На эти цели из госбюджета в течение ближайших лет будет выделено более 300 миллионов рублей. Часть средств выделит и область. Сейчас количество вылетов рассчитано из того объёма средств, которые выделяет федеральный бюджет и софинансирует область. Если станет ясно, что потребность в услугах санавиации больше, чем ожидалось на этапе планирования, будут выделены дополнительные средства.
Желание узнать о практической реализации масштабного проекта из первых уст привело журналиста "ММ" на станцию скорой помощи в кабинет Михаила Уланова - заместителя главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи Магнитогорска и по совместительству - старшего врача авиамедицинской бригады центра медицины катастроф Челябинской области. Михаил Владимирович сформировал в городе лётную команду медиков.
- Авиамедицинская бригада - это подразделение территориального центра медицины катастроф, рассказывает Михаил Уланов. - Главная задача - спасение человеческих жизней, повышение доступности специализированной медицинской помощи. Разработан алгоритм работы в соответствии с географическими особенностями региона. Бригада Магнитки обслуживает девять южных районов области. Работаем в соответствии с приказом, определившим в городе четыре клинических базы, в которые доставляют пациентов: городская больница № 3, АНО "Центральная клиническая медико-санитарная часть", детская городская больница и родильный дом № 2.
Другое направление деятельности - транспортировка больных из Магнитогорска в медицинские учреждения Челябинска. Такие случаи нередки, например, недавно вертолётом тяжёлого пациента из Магнитогорска доставили в центр сердечно-сосудистой хирургии Челябинска. А первый авиарейс состоялся 17 мая, пациента из районной больницы Бредов транспортировали в городскую больницу № 3.
- Кто принимает решение, поднимать ли в воздух санавиацию?
- В областной больнице специалисты отдела санавиации ведут мониторинг тяжелобольных, находящихся в районных больницах. Если оказание специализированной медицинской помощи в районном учреждении невозможно, медики отсылают заявку в областную больницу. Врачи-консультанты принимают решение, в какое медучреждение доставить пациента, и отправляют заявку в центр медицинских катастроф, откуда она поступает в Магнитогорск, если район находится в зоне нашего обслуживания.
- По каким критериям формировали бригады медиков?
- Прежде всего, по желанию. "Лётную" медицину они совмещают с основной работой. В штате авиамедицинской бригады Магнитогорска девять фельдшеров скорой помощи и три реаниматолога: Гаррик Леммер из медико-санитарной части, Кирилл Кучкин из больницы № 2 и Арсен Исалов из детской городской больницы.
Разговор был прерван телефонным звонком. Поступила заявка: срочно доставить ребёнка из Магнитогорска в Челябинск. Положив трубку, Михаил Владимирович объяснил, что маленький пациент страдает тяжёлым заболеванием печени. Требуется срочная эвакуация в областную детскую больницу, в штате которой есть специалисты узкого профиля и необходимое оборудование. К слову сказать, вертолёт не поднимется в воздух, не получив согласия в конкретном случае - матери, в других ситуациях - близких родственников или самого больного. Ребёнка в Челябинск сопровождал детский врач-реаниматолог Арсен Исалов.
- Есть ли для вылетов временные ограничения?
- Режим полётов определён приказом. С 1 апреля по 31 сентября вертолёты поднимаются в воздух с 7.00 до 22.00 часов, с 1 октября по 31 марта - с 8.00 до 20.00. Санитарной авиации в Магнитке всего три месяца, сейчас идёт процесс наработки опыта, устранения организационных шероховатостей. За это время вертолёт 28 раз приземлялся в районных центрах.
В областном центре и в Магнитогорске базируются по одному вертолёту "Ансат". Машины ещё называют летающей скорой помощью.
- Это полноценный реанимобиль, оснащённой современным оборудованием для диагностики и оказания медицинской помощи во время полёта, - говорит врач-реаниматолог Гаррик Леммер, лётный стаж которого больше двух месяцев. - Небольшой, но достаточно комфортный салон. Имеется аппарат искусственной вентиляции лёгких, запас кислорода на длительный перелёт, монитор и все необходимые приборы: дефибриллятор, ЭКГ.
Как правило, к моменту посадки на лётной площадке бригаду ждут скорая и экипаж ГИБДД, который сопровождает до больницы
Оцениваем состояние пациента, принимаем решение: везти или нет. Можем и отказать, если опасаемся, что человек не перенесёт перелёта. Откладываем, допустим, на неделю - до времени стабилизации состояния.
По мнению Гаррика Леммера, большая часть больных требует хорошего обследования, наблюдения и лечения в специализированном центре, где возможность выздоровления увеличивается в разы. Но врачи не боги, и в небе люди умирают. Месяц назад пациента с сердечной патологией не могла спасти даже долгая и интенсивная реанимация.
Прошу Гаррика Валерьевича вспомнить трудный случай во время его лётной смены.
- В Брединской районной больнице нет реаниматолога, а в палате два тяжёлых пациента: женщина в кардиогенном шоке и мужчина, спасти которого могли только в челябинском кардиоцентре. У женщины недавний инфаркт миокарда: шок, низкое давление, нестабильная гемодинамика. Во время полёта вводили повышающие давление препараты. Всё закончилась благополучно. Пациентку доставили в городскую больницу № 3, сразу в операционную, и буквально на следующий день её из реанимации перевели в общую палату. Второго больного забрал вертолёт из Челябинска.
При эвакуации пилоты оценивают метеоусловия, медики - ситуацию, состояние пациента, виды травм. Больных с ожогами доставляют в областной центр. Раньше в городе были палаты, где выхаживали таких больных, теперь только и осталось, что вспоминать хорошие результаты лечения.
Тяжёлобольных с переломом позвоночника, черепно-мозговой травмой после ДТП или водных купаний транспортируют в отделения нейрохирургии магнитогорских и челябинских больниц. Взаимозаменяемость и помощь коллег по авиамедицинской бригаде - дело обычное. Гаррик Валерьевич рассказал о тяжёлом пациенте из Верхнеуральска, которого забрали и доставили в медико-санитарную часть медики из Челябинска.
Людей в магнитогорские больницы транспортировали из Варны, Карталов, Кизила, Верхнеуральска, Фершампенуаза. Редко обращается за помощью Чесма. Не каждый руководитель районной больницы проявляет готовность работать в новом формате и вызывать лётную неотложку для пациента, забывая, что при инфаркте миокарда, инсульте профессиональная помощь, оказанная в течение четырёх часов, нейтрализует все последствия болезни.
Работу в составе авиамедицинской бригады Гаррик Леммер считает интересной, даже романтичной.
- Слава богу, дело возрождается. В центрах, где работают кардиологи ангиологий, рентгенологи, имеется специальное оборудование, с помощью которого, например, можно удалить, растворить тромбы, возможность спасти человек возрастает во много раз.
В завершение разговора выразила сожаление, что люди не могут сказать слова благодарности своим "небесным" спасителям. На что Гаррик Валерьевич заметил, что реаниматологов обычно не помнят.
До конца лета вертолёт санавиации взлетал с полосы Магнитогорского аэропорта, а 29 августа "Ансат" с пациентом из Варны впервые приземлился в центре города - на площадке в районе Центрального стадиона. Через несколько минут скорая уже мчала больного в медико-санитарную часть. Когда счёт идёт на часы и минуты, сокращение транспортировки пациента на час-полтора многократно увеличивает шансы на спасение человеческой жизни.