В ПЕРЕРЫВАХ между новогодними праздниками морской деликатес магнитогорцы почти не едят. А зря: в конце года черная икра на столах может и не появиться.
Икорные реформы в стране начались месяц назад. С 1 августа в виде поправок к законам «О животном мире» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» вступил в силу запрет не только на добычу икры осетровых рыб, но и на ее продажу. Отныне добыча черной икры разрешена только хозяйствам, официально занимающимся разведением осетровых либо их научным исследованием.
Прибыльный осетровый бизнес государство держит в кулаке давно: разрешения на вылов рыбы не выдают с 2003 года. Официально, по документам, в прошлом году из моря было выловлено не более двухсот тонн осетровых. Легальной черной икры получилось всего две-три тонны, а съели россияне все триста! Никак под видом деликатеса кушали что-то другое?
Браконьерству способствовали не только национальные традиции, но и мягкие законы. После санитарного тестирования изъятой икры государство отправляло ее в продажу. И вдруг Минсельхоз раскрыл тайну: оказывается, из общего объема икры, реализуемой под видом конфиската, лишь десять процентов было «правдой». Остальное – родной для наших рынков контрафакт. Нынешним августом ситуацию исправили. Теперь вся браконьерская продукция подлежит уничтожению. Поверить трудно, но, видимо, придется…
По мнению чиновников, осетрового деликатеса не должно остаться в свободной продаже. На недавнем заседании президиума Госсовета чиновники договорились консолидировать рыбопромысловую отрасль и оставить в этом бизнесе несколько десятков крупных компаний. Икру при этом продавать лишь в специализированных магазинах. Президент же призвал «оперативно регулировать осетровый промысел».
Столичные оперативники и впрямь стараются на совесть. Сообщения московских информационных агентств о милицейских облавах на икорные прилавки впечатляют. За последние три недели Министерство внутренних дел конфисковало в столичных гипермаркетах почти две тонны «черной продукции» на сумму 1,5 млн. евро. Столица оказалась на грани икорного голодания, а страна в целом даже не вздрогнула.
Следов оперативных мероприятий по поиску и снятию с реализации контрафактной черной икры в Магнитогорске не обнаружено. То ли желудки местных надзорных органов к ней не привычны, то ли двести с лишним тонн браконьерской икры и впрямь съедают исключительно москвичи. Это вряд ли, потому как цены на «черный продукт» в местных магазинах говорят об обратном.
В торговом центре «Купец» черную икру в отделе морепродуктов не найти. Она лежит под стеклянной витриной среди мясных деликатесов. В свободном доступе по 2850 рублей за баночку весом 113 граммов. Цена весьма скромная: на московских рынках такая же баночка стоит около четырех тысяч рублей, а в супермаркетах – почти восемь.
Управляющая ТЦ «Купец» Галина Феофанова понимает, откуда ажиотаж вокруг икорного бизнеса:
– Этот товар всегда считался валютным и прибыльным. Но икра не продукт первой необходимости, поэтому далеко не все продавцы берутся за ее реализацию. Однако у черной икры есть постоянный покупатель. Некоторым людям она нужна в качестве лекарства, так что спрос стабильный. Контрабандной икры у нас нет. Мы работаем с пермскими поставщиками, имеем все необходимые документы на товар. Мы и покупателям их показываем, если просят.
Пока документы лежат невостребованными. Надзорные органы в магазин не заглядывали, бумаги не осматривали, с икры пробу не снимали. Последнюю закупку «черного товара» торговый центр делал в июле, еще до икорных страстей. С какими новостями поставщики встретят ее в следующий раз, Галина Феофанова не знает.
На Центральном рынке на рыбных прилавках ничего, кроме белкового аналога икры за 35 рублей, не найдешь. «Настоящая черная икра бывает только на первой точке», – дружно подсказывают продавцы изголодавшейся по деликатесу «покупательнице». Послушно возвращаюсь в начало торгового ряда. Витрины вообще пусты.
– Черная икра? Найдем, – говорит темный парнишка с акцентом. – Только мы маленькими порциями не продаем. У нас фасовка по полкило.
– На заказ, что ли?
– Да нет. Прямо здесь есть. Хочешь, достану? – парень показывает глазами под прилавок.
– А цена?
– Восемнадцать. Икра хорошая, не думай. Вчера мужчина купил, а сегодня уже за второй банкой пришел. Говорит, понравилась.
– А документы на нее у тебя есть? Доставка откуда?
В ответ на оба вопроса паренек молча развел руками.
По словам старшего администратора ООО «Центральный рынок», этот киоск считается элитным. «Только у них черная икра раньше и была. А сейчас нет. Пропала в июле, как начались эти события в Москве. Наверное, хозяин сам отказался от реализации», – считает она.
В продуктовых залах торгового центра «Мост» черной икры нет ни на прилавках, ни под ними. Продавцы удивленно встречают желающего отведать осетрового деликатеса. «Да у нас икра только под Новый год бывает. Кто ее сейчас купит? Она же дорогая!» – заявляют они.
– Приходите в конце декабря. Черная икра будет обязательно, – подтверждает старший администратор ООО «Компания Фаэтон» Надежда Тарахович. – И вообще весь икорный ажиотаж пока только на словах видим. Честно говоря, не думаю, что к Новому году мы столкнемся с дефицитом черной икры.
Судя по всему, магнитогорцы не очень расстроятся, если осетровая икра не окажется на новогоднем столе. Запрещенный к продаже деликатес массовым спросом не пользуется. Оно и к лучшему: на днях «рыбный» департамент раскрыл подробности браконьерской добычи осетровых, всплывающих после отравления отходами. Кушать как-то расхотелось. Вряд ли из легальных трех тонн в наши магазины попала хоть икринка.
ЮЛИЯ СЧАСТЛИВЦЕВА, фото ДМИТРИЯ РУХМАЛЕВА.
ДЕЛИКАТЕС В ВОДОЕМЕ
РЫБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА Челябинской области подвели итоги своей работы за два прошедших года. Как ока-залось, в этом году в водоемы было выпущено самое большое количество икры за несколько лет – 470 млн. штук… Сейчас на Южном Урале насчитывается 37 водоемов, где можно вести товарное рыбное хозяйство. Последние два года отмечается рост улова – если в 2005 году было добыто 901,5 тонны рыбы, то в 2006 году уже 958,6 тонны.