В БЛИЖАЙШЕЙ перспективе парковки в Магнитогорске уйдут под землю, на территории бывшей военной части появится новый современный микрорайон. По крайней мере, такое решение принято на очередном градостроительном совете при главе города.
Облик Магнитки серьезно изменится – открываются такие горизонты, что аж дух захватывает. К примеру, вскоре обещают решить актуальную проблему размещения автотранспорта вблизи торговых центров. При строительстве новых крупных объектов городские власти выдвигают собственникам требование обеспечить достаточное количество гостевых машиномест. Должны соответствовать этим требованиям и торговые центры, возведенные ранее. В их числе – галереи «Мост-1» и «Мост-2». Собственник – компания «Фаэтон» – намеревается надстроить на второй «Мост» два этажа. Еще на прошлогоднем градостроительном совете этот проект одобрили, но сначала компания должна оборудовать стоянки не менее чем на четыреста автомобильных мест. Нынешний совет рассмотрел два варианта организации парковок.
Первый предусматривает строительство двух подземных автостоянок вблизи «Мостов» и еще двух рядом с бывшим кинотеатром «Магнит». Одна из парковок спроектирована прямо под трамвайными линиями. Весь комплекс подземных сооружений, помимо автостоянок, включает в себя пешеходные переходы на перекрестке проспекта Карла Маркса и улицы Завенягина, состыкованные с парковками и торговыми центрами. Реализация проекта обеспечит наличие более 800 парковочных мест.
Обсуждение варианта выдалось «жарким». Помимо руководителей горадминистрации в градостроительном совете участвовали архитекторы Магнитки, депутаты областного Законодательного и городского Собраний. Проект сочли прогрессивным, однако слишком трудоемким. Главный аргумент «против» – необходимость остановки движения транспорта на одном из самых оживленных перекрестков на срок от трех месяцев до полугода. Глава Магнитогорска Евгений Карпов заметил, что «городу пора уходить под землю, но в случае с «Мостом» это хоть и привлекательно на первый взгляд, но практически неосуществимо».
Во втором варианте проектировщики сконцентрировались на надземной многоуровневой стоянке. Первый этаж пока необычного для горожан строения отведен пешеходам, второй и третий – гостевые автостоянки. Проект менее функциональный, но более реалистичный. Начальник управления архитектуры и градостроительства Илья Пономарев предложил синтезировать преимущества обоих проектов. Вполне можно обустроить подземные паркинги в районе бывшего кинотеатра «Магнит», а севернее – многоуровневые стоянки. Ближайшим градостроительным советам предстоит вынести окончательное решение о паркингах в районе «Мостов».
Напомним, что изначально «Мост» на Завенягина проектировался именно как надземная галерея. Что имеем в итоге? Два кирпичных строения, не очень-то презентабельные с виду: такое впечатление, что их попросту недоделали. Надземная галерея осталась только в проектах – вместо нее «Мосты» соединены коммуникациями на поддерживающих конструкциях.
Следующей в повестке градостроительного совета значилась концепция развития торгового центра «Каскад» на улице Завенягина. Последнее обсуждение проекта на эту тему проходило шесть лет назад, поэтому он существенно изменился. Во-первых, площадь спроектированного комплекса сократилась втрое – до восьми тысяч квадратных метров. Во-вторых, после реконструкции комплекс изменит функциональную направленность. Большая часть торговых площадей будет отдана под офисы, объекты досуга и развлечения. Суть – ликвидация рынка, который не вписывается в современный облик города: здесь будет еще одна постройка.
«Каскад» станет единым бизнес-центром из трех комплексов. Собственник намерен обустроить подземные парковки на 140 автомобилей.
Многолетний недострой восточнее «Каскада» превратят в торгово-офисный центр с паркингом на первом этаже. Неподалеку обещают также построить рекреационную зону c фонтаном, пешеходную дорожку по улице Завенягина от проспекта Карла Маркса до Ленина. Градостроительный совет одобрил этот проект, как и другой: вынос автодороги пос. Новогорняцкий–пос. Горнорудный с территории промплощадки ОАО «ММК».
Финальная часть совета – перспектива развития кварталов № 75-86. Детальный план создания нового микрорайона на месте застройки 50-х годов еще не готов, но идеология такова: на территории рядом с бывшей воинской частью возведут современный микрорайон. Пока здесь расположены, в основном, деревянные дома, признанные ветхими и аварийными. 77 из них площадью 29 тысяч квадратных метров придется снести. Нетронутыми предполагается оставить лишь каменные строения, которые добавят новому микрорайону колорита архитектуры середины прошлого века.
Отдельно необходимо сказать о проекте застройки территории, находящейся в ведении Магнитогорского государственного технического университета. Постройки бывшей воинской части «отошли» к военной кафедре вуза, но вскоре ее ликвидировали. Теперь здесь планируют возводить жилые многоэтажки площадью 74 тысячи квадратных метров. Плюсом – 10-этажное общежитие для преподавателей университета. Как заметил глава города, здесь необходим полноценный академгородок.
Грандиозные планы – хороши, слов нет. Лишь несколько «но». Торговые и бизнес-комплексы в центре города – закономерная тенденция. Странно, правда, что проблемой парковок озаботились не так давно. Однако о том, что оставить там авто на ночь, мечтать не приходится: возле «Гостиного двора» есть большие площадки, но работают они только днем. Где автомобилистам держать машины? А ведь жилых многоэтажных домов в этом районе очень много. Вот транспорт и обживает все активнее внутриквартальные газоны – больше ставить-то негде. Потому и процветают нелегальные стоянки во дворах – нет у горожан альтернативы. Сутки стоянки под козырьком рядом с магазином «Апельсин» обходятся в 80 рублей. Многие ли могут себе позволить такую роскошь? Выгоднее отдать 25 сторожу-нелегалу и оставить машину у подъезда.
Другой момент: что будет с бывшим кинотеатром «Магнит», который принадлежит или принадлежал компании «Фаэтон»? Сейчас это и не кинотеатр, и не досуговый центр – словом, непонятно что. Почему бы не убедить собственников торговых центров, расположенных неподалеку, перепрофилировать это здание? Только не в очередной бизнес-объект – торговых центров здесь предостаточно. Во что тогда? Еще в советские времена Орджоникидзевский район обделили Домом пионеров – в двух других районах города их построили. Понятно, что нет пионерии и советской власти. Но магнитогорцев с каждым годом рождается все больше, а Орджоникидзевский район – самый населенный. Почему бы не восполнить этот пробел?
Последнее наблюдение: застройку пустыря по восточной стороне проспекта Ленина в районе Станицы Магнитной ведет челябинская строительная фирма «НТМ». В проекте жилого комплекса изначально, по словам горожан, уже купивших здесь новое жилье, тоже значился современный паркинг. Застройка все уплотняется и уплотняется – места для паркинга уже и нет… Одно дело – глянцевые проекты и слайды, совсем другое – серая действительность.
Будем надеяться, что мозговой штурм на градостроительных советах даст результат, и город, наконец, расцветет яркими красками.