ПРЕЗИДЕНТ ОАО «Российские железные дороги» самокритично признался, что опоздал с визитом в Магнитогорск.
К третьему воскресенью июля, когда страна официально отмечала День металлурга, все праздничные мероприятия в нашем городе были позади. Но ради давнего друга и надежного делового партнера одно из них продублировали. С утра пораньше президент управляющей компании ММК Виктор Рашников предложил главному железнодорожнику страны традиционный «гостевой» маршрут – кислородно-конвертерный и десятый листопрокатный цехи, площадка строящегося стана «5000».
Картины металлургического бытия завораживают и мало кого оставляют равнодушным. Отдельные реплики Владимира Якунина, пробивавшиеся сквозь промышленный шум, свидетельствовали о восхищении.
– Думал, нас везде встречают, потому что приехали неудачно, – делился впечатлениями президент. – А оказалось, все на местах и на стройке работа кипит.
Руководитель отрасли, не знающей даже минутной передышки, с таким рабочим ритмом знаком. Но размер будущего объекта поразил даже президента крупнейшей в мире транспортной компании, у которой рельсы со шпалами растянулись на 85 тысяч километров. Когда Владимиру Якунину сообщили, что стан «5000» займет площадь 130 тысяч квадратных метров, он только воодушевленно покивал головой, не в силах выразить эмоции словами.
Спустя несколько часов с этой задачей справится губернатор области.
– Сколько предприятий замахивалось на подобные объекты и надувало щеки. «Мы построим, мы построим», – преднамеренно шепелявя, изобразил пустых мечтателей Петр Сумин. – А за дело взялись только в Магнитке. Под этот проект на Челябинском трубопрокатном сейчас возводят стан «1420». Будем сами производить трубы большого диаметра и ни от кого не зависеть.
Интерес руководства РЖД к делам и планам ММК совсем не праздный. Среди миллиардов тонн грузов, ежегодно перемещаемых по дороге, не затерялись и магнитогорские миллионы. ЮУЖД комбинат задействует по полной: треть всех перевозок связана с его производственной программой.
– Каждые сутки мы отправляем 45 тысяч тонн грузов, а на территории комбината одновременно находятся две с половиной тысячи вагонов, из которых полторы тысячи принадлежат РЖД, – наглядно показал масштабы сотрудничества президент управляющей компании ММК Виктор Рашников. – Общая длина железнодорожных путей на нашей территории – 864 километра. По расстоянию это – от Магнитогорска до Челябинска и обратно.
О том, что металлургам и железнодорожникам не прожить друг без друга, говорили много и в охотку. Они и работают вместе, и профессиональные праздники отмечают почти в одно время. В День металлурга не забыли про грядущий через две недели День железнодорожника, и взаимные комплименты перемежались взаимными поздравлениями.
– Мне нравится к вам приезжать, – откровенно признался Владимир Якунин. – Любые сложные вопросы с руководителями области и комбината решаются быстро. И вчера, по прилете, за чашкой чая, и сегодня в машине много говорили о том, как сделать работу более эффективной. Такая нацеленность в будущее отражает особый дух Магнитки. В том, что все показанное сегодня через год заработает – сомнений нет. Значит, нам будет что возить и есть чем пополнять бюджет компании.
Президент ОАО «РЖД» говорил по обыкновению негромко, но на эмоциональном подъеме. Только-только микрофоны усилили скрип перьев, которыми Владимир Якунин и Петр Сумин подписали очередное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве и радостный возглас южноуральского губернатора: «Есть»! Дружбу на бумаге скрепили подписями в одиннадцатый раз, но впервые – на три года и не в Челябинске.
– Рады, что соглашение заключено у нас в Магнитогорске, – заметил по этому поводу Виктор Рашников, который два года назад от имени управляющей компании ММК уже подписывал аналогичный договор с железнодорожниками.
Пока шла подготовка к церемонии подписания, в конференц-зале городской администрации крутили ролик о сегодняшнем дне Южно-Уральской железной дороги. Короткий фильм давал полное представление о свершениях последних лет. Во всей красе показали новый пригородный вокзал областного центра и новый пункт технического осмотра вагонов на станции Челябинск-Южный, который строили три года…
Но уже через полчаса в вагонном ремонтном депо Магнитогорска гости увидели то, что наверняка сгодится для новых презентационных фильмов. Сначала посетили своеобразную выставку достижений народного хозяйства, где представители компаний из разных регионов страны показывали товар лицом. Отсюда президент РЖД, ранее подаривший Петру Сумину и Виктору Рашникову по модели вагонов и вручивший по знаку «За заслуги в развитии ОАО «РЖД», ушел с ответным презентом. Директор ОАО «ММК-МЕТИЗ» Алексей Носов показал гостю разнообразную продукцию – проволоку, болты, шурупы, а напоследок преподнес Владимиру Якунину железнодорожный костыль.
– Внимание! – раздалось тем временем по громкой связи, и невидимый строгий голос объявил о запуске автоматизированной линии сборки вагонных тележек. Она способна вдвое увеличить производительность, что соответствует общегосударственным задачам и не требует большого количества обслуживающего персонала.
– Не стоит беспокоиться за рабочие места, – успокоил коллег президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Нам нужны преданные делу профессионалы.
И в доказательство этих слов от областного и городского руководства, а также железнодорожного ведомства наиболее отличившимся вручили грамоты и именные президентские часы. Наиболее дорогой подарок к профессиональному празднику получили Антон и Татьяна Мартыновы. Молодая железнодорожная семья получила из рук Владимира Якунина ключи от новой квартиры.
– Мне всегда везло в жизни на памятные встречи. Одна из таких состоялась вчера, когда мы с Виктором Филипповичем Рашниковым говорили о кадровой политике. У нас в компании есть ворчащие старики, которые считают, что вкладывать в эту сферу не надо. Но главное – не деньги, а люди, – пояснил Владимир Якунин перед тем, как сделать главный подарок дня.
Как выяснилось позднее, история с ключами еще не закончилась.
ВАГОНЧИК ТРОНЕТСЯ, ПЕРРОН ОСТАНЕТСЯ
Скоростную электричку показали и увезли
ЕСЛИ ПУНКТЫ А и В нельзя «придвинуть» друг к другу, время в пути между ними следует сократить.
Первые руководители Российских железных дорог и областного правительства давно работают над тем, чтоб южно-уральцы стали более непоседливыми. ОАО «РЖД» высчитывает себестоимость пригородных пассажирских перевозок. Область из своих средств компенсирует убытки компании. Льготники оказываются в выигрыше: садясь в электричку, не беспокоятся о том, что стоимость билета карман тянет.
– Ваш регион первый, где установлена четкая система, – подчеркнул президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Теперь у нас есть все основания распространить этот опыт на другие субъекты Федерации.
Челябинск и Магнитогорск, два крупнейших города Южного Урала, до недавних пор пригородным железнодорожным сообщением связаны не были. Четыреста с лишним километров и перспектива трястись в душном вагоне восемь-девять часов малопривлекательны.
– Еще прошлым летом впервые возникла идея пустить скоростной поезд, – напомнил начальник Южно-Уральской дороги Владимир Молдавер. – Весной, при обсуждении планов на 2008 год, Петр Иванович Сумин вновь поставил вопрос: «Автодорогу от Челябинска до Магнитогорска сдали, теперь надо за железную браться». Работа проделана большая: приведены в порядок инфраструктура, путевое хозяйство, система электроснабжения. Рад, что мы сдержали данное губернатору слово.
– Приятно иметь дело с ответственными, дисциплинированными людьми, – заметил Петр Сумин. – Теперь с запуском поезда наши города станут еще ближе.
«Красавец поезд», как назвал его губернатор, прибыл в Магнитогорск заранее и обращал на себя внимание одним только внешним видом. Ярко-красный цвет вагонов выгодно контрастировал с типовыми, выцветшими и когда-то зелеными электричками. Нанесенный краской маршрут движения не оставлял сомнений, что поезд используют по другому назначению. Еще утром, до того как оказаться перед вокзалом на красной дорожке, губернатор и президент РЖД гадали: четыре с половиной часа в сравнении с восемью – много или мало. Пришли к выводу, что немало, но и не восемь.
– Мы будем развивать скоростное движение по двум направлениям Москва–Санкт-Петербург и Москва–Нижний Новгород, – раскрывал на импровизированной пресс-конференции содержание только что утвержденной правительством программы развития железнодорожного транспорта до 2020 года.
– А у нас какие перспективы? – спросили журналисты.
– Мы третьи в очереди, – под всеобщее оживление ответил за президента РЖД губернатор Петр Сумин.
Отзвучали положенные по торжественному случаю речи, отгремели марши, и из строя железнодорожников в форме вышел машинист Олег Грибанов и по-военному доложил:
– Скоростной пассажирский поезд сообщением «Маг-нитогорск–Челябинск» к отправлению полностью готов.
За почетное право первым провести состав машинисту вручили символический ключ. В короткой речи рулевого все соответствовало истине, кроме маршрута следования. От подкрашенного и подновленного вокзала Магнитогорска состав с губернатором Петром Суминым, председателем совета директоров ОАО «ММК» Виктором Рашниковым и президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным отправился до станции Новоабзаково.
За последние недели восемь станционных зданий сказочно преобразились. Фасады облицевали, крышу покрыли черепицей, платформы и окрестную территорию выложили тротуарной плиткой, на перроне установили светильники с плафонами, а внутри вокзала – люстры.
Убедиться в преображении станции Новоабзаково можно уже сейчас, а с наслаждением от удобных кресел, занавесок нежной расцветки, системы кондиционирования и видеотрансляции придется повременить.
В первый настоящий рейс поезд 813/814 отправится из областного центра 3 августа, в День железнодорожника, в 15.27 и прибудет в наш город в 19.55. Из Магнитогорска он тронется в путь в 4.30 и попадет в конечную точку в 8.50 (время указано московское).
Как сообщили в пресс-службе ЮУЖД, на первых порах состав будет курсировать три раза в неделю. Чтобы он ходил чаще, потребуются дополнительные вагоны и устойчивый пассажиропоток. Цены обещано не задирать.