Все они ежедневно вносят посильный вклад в обеспечение бесперебойной работы металлургического гиганта. Сотни километров стальных дорог в обширном железнодорожном хозяйстве комбината, десятки миллионов тонн различных грузов – от оборудования, сырья и до готовой продукции – перевозятся по ним ежегодно. Многие работники железнодорожного транспорта встретили свой профессиональный праздник на рабочих местах, ведь жизнь на комбинатской «железке» не замирает ни на минуту. Для тех, кто в этот праздничный день смог прийти на торжественное собрание, был организован концерт, подаривший заряд хорошего настроения на всю смену.
У каждого из сидящих в зале – свой путь на железную дорогу ММК. Бригадир освобождённый метрополитена и железнодорожного транспорта Юрий Манаков в железнодорожной профессии – почти сорок лет, из них 33 года его судьба связана со стальными магистралями комбината.
До армии окончил училище и работал слесарем КИПиА, отслужив, устроился на Южно-Уральскую железную дорогу помощником машиниста электровоза/тепловоза. Любовь к выбранной профессии пришла не сразу, но со временем проникся ею так, что представить себя без «железки» уже не мог. К делу подошёл основательно: окончил курсы при депо, затем – Троицкую дорожно-техническую школу, и заочно – Магнитогорский горно-металлургический институт, получив диплом специалиста по организации перевозок и управлению на транспорте. На железную дорогу ММК перешёл, уже имея основательный практический опыт. Начинал помощником машиниста электровоза. Со временем успел поработать на всех станциях ММК, хорошо изучил технологическую цепочку, освоил электровозы всех серий.
– Благодаря тому, что работал в различных службах, комбинат, конечно, изучил от и до, – рассказывает Юрий Юрьевич. – Работать на железной дороге очень интересно и очень ответственно. Мозги всегда должны работать на опережение, чтобы предвидеть ситуации, рассчитать весь путь, соблюдать скоростной режим. На комбинате довольно сложный профиль с высокими подъёмами, спусками, поэтому нужно правильно поднимать тяжёлые составы, чтобы не остановиться и не растянуться, очень грамотно работать тормозами, особенно зимой. Когда в 2010 году образовывался ООО «Ремпуть», из локомотивного цеха выделили несколько служб и образовали цех сервисного обслуживания локомотивов. Меня пригласили на должность ведущего специалиста технической группы. Мы планировали все ремонты, делали заявки, контактировали с изготовителями запчастей, поставщиками локомотивов. Сейчас я отвечаю за систему менеджмента качества, экологический контроль и метрологическое обеспечение.
Сегодня Юрий Манаков уже основатель трудовой династии: оба его сына выбрали железную дорогу, работают машинистами электровозов. Любовь к профессии прививал им с детства, улыбается Юрий Юрьевич, собственным примером.
– Железнодорожники – это особая каста, – считает Манаков. – Это порядок, дисциплина, серьёзность. Профессия сложная, под силу далеко не каждому.
Ведущий специалист грузовой службы управления логистики ПАО «ММК» Лилия Савина на железной дороге ММК – с восемнадцати лет. «Железку» полюбила ещё в детстве, благодаря родителям, трудившимся в цехе эксплуатации. Мама работала приёмосдатчиком груза и багажа, сменным, а затем старшим, папа – начинал помощником машиниста, а сейчас – машинист тепловоза. Сама Лилия пошла по маминым стопам, устроившись приёмосдатчиком груза и багажа. Работа эта, мягко говоря, непростая, ответственная, требующая концентрации внимания.
– Поначалу было страшно – шум, многотонная железнодорожная техника, когда идёшь мимо путей, ощущаешь ветер от движущихся составов, – с улыбкой вспоминает Лилия Николаевна. – Со временем начинаешь вникать в эту работу, приходит уверенность, спокойствие. Работала на станциях Топливная и Входная. Топливная обслуживает ЛПЦ № 10, отгружает рулонную сталь на «дорогу», объём суточного производства цеха очень значительный в масштабах комбината, поэтому работы у приёмосдатчиков много. Входная раньше обслуживала мартены, затем электросталеплавильное производство. Через станцию поступает металлический лом для дальнейшего выпуска металла.
В обязанности приёмосдатчика входит осмотр и приёмка каждого состава, осуществление контроля погрузки–выгрузки сырья через компьютер. Всё, что происходит под руководством диспетчера, должно быть отражено в системе АСУ ЖДТ, подчёркивает Лилия Николаевна.
– Через шесть лет я перешла в грузовую службу ММК, – продолжает рассказ наша героиня. – Сейчас занимаюсь отражением хозяйственной деятельности управления логистики по услугам, которые мы оказываем цехам и сторонним организациям. Передаю всю информацию в бухгалтерию.
О выборе профессии не пожалела ни разу, признаётся Лилия, железная дорога требует от каждого работника постоянного развития, так что времени на скуку нет. Каждый новый день ставит новые интересные задачи.