В конкурсе приняли участие руководители всех форм детских учреждений – детских садов, школ, центров творчества и даже начальники управлений, которые в муниципалитетах руководят всей системой образования.
На пути к финалу
Это были финальные испытания, которым предшествовала большая работа. В заочном этапе семнадцать участниц выполняли множество заданий. По итогам первого отборочного заочного тура, в котором конкурсанты представили видеоролик-эссе на знание нормативно-правовой базы, связанной с деятельностью руководителя, осталась десятка участников. В рамках второго тура была определена пятёрка сильнейших, которые боролись за абсолютное лидерство. Финал требовал от них показать не только мастерство руководителя, но и умение быстро реагировать на заданную ситуацию, владеть аудиторией. Пригодились не только опыт работы, но и личные качества, характеризующие лидера: целеустремлённость, уверенность, активная жизненная позиция, честность, рассудительность, кругозор, коммуникабельность. Все эти качества участники проявляли и в «домашнем задании» – комплексном испытании «Презентация управленческого проекта», и в публичном выступлении, и за круглым столом образовательных политиков.
– Важна ещё и команда, которая рядом, именно она – залог успеха участника конкурса, – считает победительница прошлого года Глафира Кузина, директор Дворца творчества детей и молодёжи, благодаря которой конкурс в 2021 году принимает именно Магнитка. – Ну и, конечно, дело не только в статусе победителя, а в том, как дальше продвигать и внедрять новые управленческие механизмы, инструменты для совершенствования системы образования.
– Этот конкурс – пятый, юбилейный. И главное в нём – сохранение традиций, – отметил руководитель центра непрерывного повышения профессионального мастерства Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Александр Машуков. – С точки зрения формата конкурс не изменился, но события интеллектуальных состязаний никогда не повторяются, потому что в них участвуют уникальные руководители уникальных территорий. Три недели назад участники получили направление образовательного проекта, которое связано с темой экологического образования. В качестве аудитории для публичного выступления участникам предложили девятиклассников, которых нужно замотивировать пойти учиться в психолого-педагогические классы, чтобы потом стать хорошим учителем. И последний этап – круглый стол, тематика которого определяется перед началом бесед. Это управленческий экспромт.
Тема экологии выбрана не случайно – она актуальная для нашего региона. Заместитель председателя жюри, начальник управления общего образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина отметила, что проекты разные по сложности, длительности реализации, это коллективная работа всего учреждения, скорректированная руководителями.
Магнитка – в лидерах
Магнитогорск – победитель среди сорока трёх муниципалитетов по количеству трофеев областных и всероссийских конкурсов, считает Елена Александровна. Единственный пробел – нет абсолютного победителя среди дошкольных учреждений, так что есть к чему стремиться. Представитель министерства отметила высокий уровень организации и прекрасный тон, настроение, которые задаёт Магнитка, организуя конкурсы профессионального мастерства.
Перед началом финальных испытаний участников приветствовал глава города Сергей Бердников:
– В Магнитогорске достаточно ревностно относятся к образованию с точки зрения качества, эффективности, развития. Насколько успешны дети, каких результатов достигают – это важно. Магнитогорские выпускники поступают в самые престижные вузы страны, чтобы потом работать на благо родного города и страны. Достигается это нелегко, знания сами собой не даются, на результат трудятся и сами дети, и родители, и педагоги, и руководители образовательных учреждений. Конкурсы профессионального мастерства позволяют выявить передовые подходы к обучению.
Магнитогорск в финале представляла директор многопрофильного лицея при МГТУ Наталья Лаптева, которая стала победителем муниципального этапа. В педагогике она больше девятнадцати лет, да и стаж руководящей работы не маленький – была заместителем директора гимназии № 53, третий год руководит многопрофильным лицеем. В её копилке – победа в муниципальном конкурсе «Учитель года», призовое место в региональном этапе.
Ответственная миссия
В Челябинской области сильная образовательная система, и попасть на сцену в финале такого конкурса – уже дорогого стоит, это знак прошлых и будущих достижений, уверен министр образования и науки региона Александр Кузнецов, который лично принял участие в беседе за круглым столом образовательных политиков.
Каждый из них уже победитель – о пятёрке лучших так говорили и члены жюри, и приглашённые победители прошлых лет. Миссия победителя конкурса – участие во всех значимых мероприятиях региона, донесение до широкой аудитории понимания, что руководитель – не только документация и умение координировать действия коллектива, но и стратегия, миссия, мировоззрение.
В Магнитке участникам не могли не показать главную достопримечательность – ПАО «ММК». Конкурсанты познакомились с доменным цехом и станом «5000».
– После экскурсии на Магнитогорский металлургический комбинат участники конкурса делились впечатлениями, и у нас зашёл спор – чья профессия сложнее, учителя или металлурга, – рассказал старший менеджер группы социальных программ ПАО «ММК» Фёдор Наследов. – И здесь трудно оценить, ведь учителю доверяют самое ценное, что у нас есть, – детей. В ваших руках будущее наших семей, нашей Родины. Желаю вам благодарных учеников, здоровья, развития, доброй атмосферы в ваших коллективах и удовольствия от работы!
Конкурсная борьба была непростой, но интересной. В итоге абсолютным победителем названа начальник управления образования Сатки Елена Баранова. В следующем году её город будет принимать конкурс. И победительница поделилась, что под впечатлением пребывания в Магнитогорске даже родился новый слоган, который Сатка постарается применить: «Вытянемся в нитку – сделаем так же хорошо, как в Магнитке».