Еще год назад разговоры о «повременке» казались какими-то нереальными, на уровне домыслов, слухов, которым никогда, по крайней мере, при нашей жизни, не суждено было сбыться. В принципе, говорили специалисты и руководители магнитогорской телефонной сети, учет продолжительности разговоров наладить можно: «Но это же такая головная боль! По междугородным разговорам жалобы не успеваем разбирать, а здесь – сразу десятки тысяч абонентов!»
Да и зачем вся эта морока? Проводная телефонная связь находится в руках монополистов, они и так могут любые веревки вить из абонентов, регулярно повышая тарифы. А попробуй не заплати вовремя, тут же следует грозный окрик: отключим, а там вы у нас побегаете. Но соблазн брать с клиентов не просто за пользование телефоном, а за каждую минуту, был очень велик – больше вариантов, больше возможностей потрошить карманы абонентов, обеспечивая себе сверхприбыли. Хотя связисты живут и так, мягко говоря, неплохо. Так, выручка Связьинвеста, контролирующего семь межрегиональных компаний связи и оператора дальней связи «Ростелеком», только за три квартала нынешнего года составила 154 миллиарда рублей. При такой прибыли невозможно обосновать введение «повременки» иначе, чем «живодерскими» намерениями. Не брать же всерьез едва ли не единственный «аргумент», робко приводимый связистами: мол, во всем мире применяется повременная оплата телефонных разговоров. Конкретные размеры тарифов магнитогорские связисты еще не получили – для каждого региона они будут различными. Но и по опубликованным цифрам «от и до» можно судить о том, что нас ждет.
Обнародовав утвержденные тарифы на услуги телефонной связи, которые вводятся с 1 февраля 2007 года, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко утверждает, что расход граждан на телефонную связь увеличится «всего» на 11 процентов. Учитывая, что аж на два процента подешевеет «межгород», выходит, не такие уж алчные и прожорливые у нас связисты. Только вот странная у него арифметика! Чтобы не утомлять читателя, автор многократно просчитал различные варианты предлагаемых тарифов. Так вот: утверждение чиновника насчет 10–11 процентов справедливы, если абонент будет пользоваться телефоном примерно 13 минут в сутки, которые ему предоставят «бесплатно» – то есть в счет абонентской платы. Это – по так называемому комбинированному тарифу. А что наговорите сверх того, то каждая минута обойдется в 19 копеек. Можете не проверять: если в среднем будете говорить по телефону по 60 минут в день, то по этому тарифу болтовня вам обойдется примерно 500 рублей в месяц.
Еще предлагают тариф с «чистой» повременной платой. Говорят: для тех, кто говорит по телефону очень редко, разве по большой нужде, а пользуется, в основном, сотовой связью. О-ч-ч-ень дешевый тариф – «всего» 137 рублей в нашем регионе. Но это если вообще трубку снимать не будете. А начнете говорить по одному часу в сутки, получите квиток на 600 рублей «с хвостиком».
Наконец, так называемый безлимитный тарифный план. То есть, заплати и – говори сколько влезет. Как мы говорили с момента изобретения телефона по сегодняшний день. «Средняя» плата по нему озвучена в 422 рубля. Но для «бедных» москвичей предлагают «безлимитный» за 395 рублей, а нашему Уралсвязьинформу, судя по центральной прессе, предрекают аж 558.
Словом, как ни крути, а телефон теперь обойдется в 500–600 рублей в месяц. В лучшем случае. Причем мои приблизительные подсчеты по тарифным планам «повременка» и «комбинированный» выполнены, исходя из довольно скромной ежедневной продолжительности разговоров в 60 минут. Или 1800 минут в месяц. Это только на первый взгляд много. А посмотрите квитки последних месяцев по оплате телефона: там появилась новая, пока «теоретическая» строка «Учет городских разговоров» с указанием количества разговоров и их общей длительности. Поинтересуйтесь и прикиньте к предлагаемым тарифам. У меня, к примеру, в июле набежало 2792 минуты, в августе – 6946. Так что и с чистой «повременкой», и с «комбинацией» я вылечу в трубу. Кстати, пользователи Интернета, выходящие в «паутину» по телефонной линии, должны учесть, что и их минуты и часы будут «капать» на ваш счет подобно «чистому» разговору.
Уверен, что не менее половины абонентов выберут тарифный план «безлимитный». То есть тот, каким мы пользуемся сейчас. Только плата за телефон подскочит в 2–2,5 раза. Так откуда, господа, вы взяли 11 процентов?
Инициаторы и разработчики этой финансовой аферы не могли не «позаботиться» о ветеранах, инвалидах и малоимущих, для которых телефон – это, образно говоря, окно в мир. Как и о малоимущих абонентах, которым, очевидно, будет предложен льготный тариф – всего 25 рублей за 150 фиксированных минут. То есть, в среднем по пять минут в сутки. А все сверх «того» – по обычным расценкам.
Видимо, «время прожорливой свиньи» наступило – прошу не путать с грядущим Годом свиньи по восточному календарю. Остается удивляться, как такая бессовестная телефонная «реформа» прошла мимо антимонопольного комитета, Федерального собрания, Общественной палаты, президента, наконец? Ведь даже федеральная служба по тарифам, утвердившая размеры платы за домашний телефон, одновременно предупреждала Связьинвест о том, что слишком высокие тарифы могут вызвать волну возмущения граждан. А с другой стороны, какого ляда ФСК утверждала такие тарифы?
Невольно задумаешься: а нет ли в сообществе связистов некой круговой поруки, корпоративной солидарности или даже заговора? Уж больно уверенно, напористо «телефонщики» проводят свои задумки. Ведь при такой грабительской тарифной политике возможен массовый отказ населения от «проводного» телефона в пользу сотовой связи – некоторые операторы предлагают такие заманчивые тарифы. А выходить в Интернет можно, к примеру, по выделенной линии или «тарелке», не связанных с домашним телефоном. Но не сделают ли и там соответствующие поправки, чтобы пресечь на корню «массовый исход»?