Утром 22 апреля 1974 года первая мартеновская печь комбината выдала юбилейную плавку, посвящённую дню рождения Ленина. В этот же день Магнитогорскому металлургическому комбинату по итогам первого квартала, как победителю социалистического соревнования среди предприятий чёрной металлургии, вручили переходящее Красное знамя Министерства чёрной металлургии СССР и ЦК профсоюза работников металлургической промышленности.
Это было значимое событие. За четыре года до этого, к столетнему юбилею вождя, предприятие прошло рубеж 200 миллионов тонн стали, в память о котором установлен памятник возле Дворца имени С. Орджоникидзе. И вот - 250 миллионов тонн. В честь нового достижения в печи № 35 выполнена отливка в форме вертикального слитка, на лицевой стороне которого выгравирована надпись: "За право варить юбилейную плавку боролись все сталевары, и выпала эта честь лучшим!" Одновременно с бригадой первой мартеновской печи юбилейную плавку выпустили комсомольско-молодёжный коллектив 35-го двухванного агрегата, а также коллектив 21-й мартеновской печи.
С тех пор ушли в историю мартеновские печи. Им на смену пришли современные кислородно-конвертерные и электросталеплавильные агрегаты.
...Владимир Степанов, с которым беседовала ваш корреспондент, в 1974 году ещё не работал на мартене, но с гордостью рассказал, что в роли подручного сталевара был участником другого важного события на первой мартеновской печи - выплавки 350-миллионной тонны стали.
Семья Владимира приехала в Магнитогорск из Узбекистана, когда парень закончил восемь классов. В училище № 47 выучился на сварщика, до армии проработал по специальности в Уралстальконструкции. А вернувшись со службы, принял решение пойти на комбинат - престижно, стабильно. Тогда в газете печатали объявления о наборе на обучающие курсы по рабочим специальностям. Через полгода с "корочками" подручного сталевара Степанов пришёл на мартен. Высоких слов о призвании этот сдержанный, серьёзный мужчина не говорит. Просто раз и навсегда по-мужски решил: трудно не трудно, надо работать.
- Когда стали закрываться мартеновские печи, позвали в новый кислородно-конвертерный, - рассказал Владимир Степанов. - Но начальник до последнего не отпускал. И лишь перед новым 1994 годом, когда остановили второй мартен, я перевёлся на ККЦ. Сначала работал подручным, потом сталеваром. Так что в этом году в январе отметил 25-летие работы на конвертере.
Развитие сталеплавильного производства заменило мартеновский способ получения стали более прогрессивными - кислородно-конвертерным и электросталеплавильным. Кислородно-конвертерному процессу присущи более высокая производительность, меньшие удельные капиталовложения и затраты по переделу, комплексная механизация производства.
Килородно-конвертерный процесс, благодаря высоким технико-экономическим показателям, занимает ведущее место в современном сталеплавильном производстве. На конвертерах выплавляют больше 65 процентов производимой в мире стали.
Кислородно-конвертерный цех ММК вошёл в строй в 1990 году. Были выведены из эксплуатации мартеновские цехи № 2 и № 3. Мартеновский цех № 1 стал электросталеплавильным - в 2006 году здесь вошли в строй две крупнейшие в России дуговые электропечи суммарной производительностью четыре миллиона тонн стали в год. Тогда же с пуском в электросталеплавильном цехе двух сортовых машин и машины непрерывного литья заготовок комбинат полностью отказался от разливки стали в изложницы, что позволило решить задачи уменьшения материальных и энергетических затрат, осуществить настоящий экологический прорыв.
Сегодня кислородно-конвертерный цех в составе трёх большегрузных конвертеров с годовой производительностью свыше десяти миллионов тонн в год считается самым мощным среди аналогичных цехов мира. Именно туда отправилась бригада журналистов, чтобы посмотреть, как сегодня плавят сталь.
Снаружи цеха идут строительно-монтажные работы - собирают полупортальную завалочную машину для подачи металлического лома в конвертер. Её монтаж начали в прошлом году, в этом должны завершить.
Вместе с ведущим инженером по организации и планированию труда Дмитрием Найдёновым на лифте поднимаемся на рабочую площадку на отметке 12 метров. Проходим мимо третьего конвертера - тишина. Агрегат на плановом ремонте: заменили футеровку, теперь специалисты настраивают оборудование перед запуском в работу. На первом и втором конвертере процесс плавки идёт полным ходом.
На отметке 9,6 метра, куда спускаемся по узкой лестнице, - разливочная площадка.
- На участке внепечной обработки сталь доводят до нужной температуры и химического состава, чтобы получить нужную марку стали, и загружают в машины непрерывного литья заготовок, - объясняет Дмитрий Найдёнов.
Вспоминаю, что на этом участке я была не так давно - снимали репортаж о разливщике стали Анатолии Дубровском. Здесь же работает и его сын.
- А у нас не одна династия здесь, - с гордостью говорит Дмитрий Юрьевич. - На кислородном конвертере трудятся главы металлургических династий Анатолий Гусев, Андрей Шатров. Оба работают уже по многу лет, образно можно сказать, через их руки прошла вся конвертерная сталь.
По данным на 17 апреля в кислородно-конвертерном цехе провели 628124 плавки. Самым продуктивным для цеха стал 2006 год, когда отмечено максимальное производство стали - выплавлено десять миллионов 249 тонн стали. В том же году, в августе, достигнут максимальный месячный показатель - 901851 тонна стали. С момента пуска цеха 2 ноября 1990 года производство конвертерной стали достигло 220 миллионов тонн - этот контрольный показатель ожидается в ближайшие дни, в конце апреля. И снова актуально зазвучат строки стихотворения Александра Павлова, написанного в честь выплавленной 250-миллионной тонны стали: "Ещё событья в памяти свежи, за этой цифрой - сотни тысяч судеб. За ней уже такие рубежи, что нас потомки явно не осудят".