В последнее время злоумышленники, ложью и манипуляциями в телефонном разговоре склонявшие людей назвать персональные данные, перевести мошенникам свои накопления или кредитные средства, задались новой целью. Теперь они склоняют людей к диверсиям. При этом люди уверены, что действуют в интересах общества и своей страны.
В антитеррористической комиссии Челябинской области и НИЦ Мониторинга и профилактики рассказали, как законопослушные люди, сами того не желая, выступают диверсантами. Только за четыре дня в России подожгли 31 военкомат, причём участниками преступлений оказывались люди, попавшие под влияние злоумышленников.
Специалисты выделили основные признаки, по которым можно вовремя распознать злодея и прекратить разговор. Как правило, злоумышленники представляются сотрудниками спецслужб или других ведомств: банков, ФСБ. Так они вызывают у жертвы доверие и страх. Далее они стараются создать ощущение срочности, чтобы не дать собеседнику обдумать свои действия, и секретности: требуют выполнять задания немедленно и никому об этом не рассказывать. Чтобы мотивировать человека на выполнение задач, его могут подкупить обещаниями выгод, например, финансового вознаграждения или списания долгов, или шантажом, запугивая насилием или тюрьмой за отказ. В то же время злоумышленники могут давить на то, что выполнение задания поможет отечественным спецслужбам поймать вражеских агентов или мошенников.
В качестве объектов для обработки злоумышленники стараются выбирать пожилых людей или детей и подростков, поскольку они более доверчивы, а значит, уязвимы. Также они стараются использовать страхи и тревоги людей, связанные с текущей ситуацией в стране. В антитеррористической комиссии Челябинской области предупредили, что нужно быть бдительными, не верить звонкам от незнакомцев, не выполнять их требования и немедленно сообщать о таких случаях в правоохранительные органы.