Пять лет назад в стране стал активно продвигаться новый вид поддержки для малоимущих семей или одиноко проживающих граждан – социальный контракт, который заключается с социальной службой и на основании которого можно получить помощь от государства в преодолении трудной жизненной ситуации. Поддержка может быть в виде финансовой помощи, содействия в поиске работы, обучении или открытии своего дела.
Социальный контракт появился в России раньше – ещё в 2013 году, но активно как инструмент государственной поддержки начал продвигаться в 2020 году, осле обращения Владимира Путина к Федеральному собранию. Эта программа была призвана помочь тем, кто потерял доход из-за пандемии. С 2021 года социальный контракт стал доступен во всех регионах России, кроме Москвы.
Управление социальной защиты населения Магнитогорска на основании социального контракта оказывает малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области на душу населения, государственную помощь. Консультации по вопросу оформления социального контракта оказывают комплексные центры социального обслуживания населения: Ленинского района – проспект Металлургов, 3/2, телефон 23-55-54; Правобережного района – улица Суворова, 123, телефон 22-92-03, 22-40-41; Орджоникидзевского района – проспект Ленина, 138, телефон 30-00-33, 30-80-31.
– Социальный контракт – очень хорошее подспорье для реализации трудового потенциала семьи, содействия занятости и повышения доходов граждан, – рассказала начальник отдела социальной поддержки семьи и детей управления социальной защиты населения Елена Миронова. – При этом он не только помогает людям справиться с финансовыми трудностями, но и способствует тому, чтобы человек сам предпринимал активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации. В отличие от выплаты пособий, социальный контракт направлен на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.
Это соглашение между гражданином и управлением социальной защиты населения, по которому управление обязуется оказать содействие гражданину в получении государственной социальной помощи, а гражданин в свою очередь – реализовать то, что предусмотрено программой социальной адаптации, по тому направлению социального контракта, которое он выбрал.
В Челябинской области приоритетными направлениями социального контракта с малоимущими считаются: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости), трудоустройство.
Практика показала массу положительных примеров, когда социальный контракт стал хорошим подспорьем для семей, позволил повысить уровень доходов. Многим социальный контракт дал шанс превратить хобби в профессию.
Первое – это «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и организация самозанятости». Размер выплаты по этому направлению составляет до 350 тысяч рублей. На полученные средства можно закупить оборудование, материалы, сырьё, арендовать помещение. Второе, не менее важное направление – «Поиск работы», размер выплаты – 17782 рубля в месяц, на срок до четырёх месяцев.
– Кроме того, по данному направлению возможно прохождение обучения и получение дополнительного профессионального образования, – уточнила Елена Александровна. – Выплата на курс обучения составляет до 30 тысяч рублей. Необходимо отметить, что все выплаты по социальному контракту имеют целевой характер, могут быть использованы только на цели, указанные в социальном контракте, и должны быть подтверждены документально.
Одно из условий получения социальной помощи от государства в виде выплат по социальному контракту – гражданство Российской Федерации и проживание на территории Челябинской области. Также одинокому гражданину или членам малоимущей семьи необходимо подтвердить, что они имеют доход ниже величины регионального прожиточного минимума по независящим от них причинам.
Величина прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области – 16314 рублей. Прожиточный минимум – это сумма минимального дохода, при котором человек может обеспечивать свои потребности. Сейчас в прожиточный минимум включены некоторые продукты, расходы на оплату ЖКХ, обуви, приобретение одежды, средств личной гигиены.
Даёт право на заключение социального контракта и статус безработного. При этом гражданин, желающий оформить социальный контракт на поиск работы, должен состоять на учёте в Центре занятости. Для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта необходимо подать следующие документы: заявление на имя руководителя управления социальной защиты населения, копию документа, удостоверяющего личность, документы, подтверждающие доход семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца либо документы, подтверждающие отсутствие дохода (справка о доходах с места работы). Для граждан, имеющих детей, потребуется копия свидетельства о рождении ребёнка (на всех детей), бизнес-план – для желающих оформить социальный контракт по направлению «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и организация самозанятости».
Также требованием при заключении социального контракта является тестирование заявителей по направлению «Организация ИП (самозанятости)» для определения уровня предпринимательских компетенций с использованием цифровой платформы мсп.рф. – его заявитель должен пройти до заключения социального контракта. Тестирование проводится в комплексных центрах социального обслуживания населения всех районов города в присутствии специалистов. Гражданин регистрируется на сайте в личном кабинете, проходит онлайн-тестирование по вопросам, разработанным АО «Корпорация МСП» (федеральный институт развития малого и среднего предпринимательства). Результаты приходят в его личный кабинет сразу по завершении тестирования и отсматриваются специалистами.
Заявитель, прошедший тестирование с неудовлетворительным результатом, направляется на обучение продолжительностью не менее 16 академических часов для развития предпринимательских компетенций в организациях, отобранных Министерством экономического развития РФ (в нашем городе это центр «Мой бизнес») без взимания платы.
По результатам обучения предоставляется документ, подтверждающий успешное прохождение обучения. В случае если заявитель его не получил, принимается решение об отказе в назначении государственной социальной помощи.
Специалисты управления социальной защиты населения ежемесячно контролируют выполнение требований, предусмотренных социальным контрактом, а также целевое использование денежных средств. Это подтверждается платёжками на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, договоры аренды помещений, документы о прохождении обучения.
В случае выявления факта нецелевого использования денежных средств, или неисполнения или несвоевременного исполнения предусмотренного программой социальной адаптации по неуважительным причинам, социальная защита принимает меры по возвращению денежных средств в областной бюджет в досудебном и в судебном порядке.
– К сожалению, сегодня не все люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, знают о возможностях, которые предоставляет государство, – объяснила Елена Миронова. – Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, специалисты управления социальной защиты населения активно сотрудничают с Центром занятости населения. В марте и июне 2025 года в Центре занятости прошли ярмарки вакансий, на которых работали специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского и Правобережного районов. Посетители ярмарки получили подробные консультации по вопросу заключения социального контракта, им вручили буклеты и памятки. Многих заинтересовала возможность открыть своё дело, стать самозанятым.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта – одна из наиболее востребованных. В 2024 году в Магнитогорске данной мерой поддержки воспользовались 223 человека.