О рейдерских захватах садовых некоммерческих товариществ «ММ» писал уже не раз, потому что практически все СНТ это прошли и проходят до сих пор. «Строитель-3» судится седьмой год, «Горняк» – шестой. «Песня» в каждом случае одна и та же: инициативная группа недовольна тем, как правление руководит садом, и обвиняет председателя во всех грехах, включая растраты и неумение правильно организовать обслуживание общественных территорий СНТ.
Конечно, рвущиеся к власти, желающие встать у руля товарищества, «лучше знают», как надо, и точно не допустят воровства. Но иногда они и не стремятся в кресло руководителя – просто хотят снять председателя и навести «порядок». А что под ним подразумевают, сами порой ответить не могут. Нередко инициаторам просто лично не нравится председатель, но и объективную замену предложить не могут. На предложение: «Давайте предоставим все документы, чеки, протоколы», – часто отмахиваются: «А, подделали, что там смотреть». Получается, разводят процесс ради процесса, войну ради войны?
Завершился дачный сезон. И, видимо, времени у инициаторов стало больше для «общественной деятельности». В редакцию вновь пошли ходоки. Что ж, дадим им слово: чего хотят, какие доводы приводят, а потом – аргументы руководителей СНТ.
Пенсионерка Людмила Пешко недовольна, что садовое товарищество объединяет сразу несколько садов, образованных в разные годы. Сначала возник первый, потом участки присоединяли, добавляя нумерацию. Документы, которые предоставила, датированы аж девяностыми годами.
– В каждом саду должен быть свой председатель, в каждом должно быть своё юридическое лицо, – убеждена Людмила Михайловна. – Почему я должна платить за территорию тех садов? Причём немалые деньги. На наши общие деньги несколько лет назад в шестой сад проложили трубу – у прежнего председателя там был участок. Председатель не должен собирать собрание шести садов – мы не управляющая компания, а значит, это незаконно. У каждого сада должен быть свой счёт в банке, чтобы распределять средства только на свои нужды. Пусть даже объединят все хозяйства, дайте нам другой статус.
Вот ради такой непонятной цели человек тратит время и нервы, хотя признаётся, что, в принципе, в СНТ порядок: есть вода, свет. Правда, не всегда к её дому очищена дорога, а живёт она круглогодично. Но мне кажется, эта проблема решаема.
В СНТ «Мичурина» входит шесть садовых товариществ, 4500 участков. Около 500 собственников живут круглогодично. Управлять таким хозяйством непросто. Но председатель в деле уже не первый год. И всё это время бывшие члены правления (то есть ситуация тянется много лет) раскачивают лодку. Пенсионеров, которые составляют приличную часть садоводов, несложно убедить: при нас, мол, было всё чики-чики, а теперь сплошной бардак. И всё – никакие аргументы не нужны.
Со строительством Притяжения активизировались желающие смены власти в «Мичурина».
Тут всё понятно: рядом с таким инновационным общественным пространством сады сразу подскочили в цене. Но действующий председатель рук не опускает, несмотря на несколько проигранных судов (а это тоже явление обычное, потому что доказать отсутствие того же кворума на собрании – пару пустяков).
– Все проблемы, которые создают нам инициативные группы, возникают из-за несовершенства законодательства, – рассказал председатель СНТ «Имени Мичурина» Виктор Белоусов. – По сути, любой человек может прийти с документом к нотариусу, а тот, не разбираясь (это не голословно – печальная практика), подписывает принесённый протокол собрания, зачастую – поддельный, сфабрикованный на липовых подписях. И автоматически налоговая вносит изменение в реестр – и председатель больше не председатель. Месяц уходит на то, чтобы предоставить свои доказательства, меня снова восстанавливают. А в это время как руководителю делать платежи – без права подписи? Только всё нормализуется – снова иск. Кроме поддельных протоколов сейчас инициативная группа в суд ничего не предъявляет: ни регистрационных листов нет, ни подписей, за своё правление выдают ныне действующее. Проигрывают суды – подают апелляцию. Надо понимать, что судебные издержки – это тоже расходы СНТ.
– Стоит напомнить, что изначально сады «Мичурина» принадлежали ММК, – говорит руководитель магнитогорского отделения Союза садоводов Челябинской области Александр Головков. – Источник воды, к примеру, у них – насосная предприятия и бывшего ТСС. Три сада возле Притяжения себе сами ничего не строили – всё передал комбинат, безвозмездно. И сейчас, в связи со строительством Притяжения, им снова повезло. Есть договорённость с руководством проекта, что ММК перестроит одну насосную, а остальные, на озёрах, откуда питается водопровод, приведут в порядок. По сути, «зальют» садоводов водой, но нужно немного подождать.
Проблема с водой у мичуринцев старая: водовод, идущий по городу, обветшал. Ремонтировали его в этом году четырежды, но он на ладан дышит. А с него берут воду на полив около 11 тысяч садоводов.
– В 2021 году ММК нам протянул новый водовод по улице Притяжения, – поддержал Виктор Белоусов. – Труба около трёх километров диаметром 400 миллиметров, а это несколько вагонов – вложения солидные. Сделали насосную, повышающую давление. Они нам её планируют передать, и садоводы в это не вложат ни копейки. Сейчас начинается строительство новой насосной на берегу Урала, проект уже есть, губернатор выделяет на это 220 миллионов. Кроме того, обещают почистить нам заросшее второе озеро, сделать гидравлический замок, чтобы вода не уходила. Это тоже позволит уйти от сбора дополнительных целевых средств.
Можно предположить, что отчасти здесь и зарыта собака. К чему стремятся желающие захватить власть? Прийти на всё готовое, получить землю, а дальше – представьте перспективы, если это черта города. Есть за что биться.
Годовой взнос мичуринцев – 8700 рублей, один из самых маленьких в городе.
Сюда входит электроэнергия, включая ту, что используется на закачку воды, вывоз мусора, содержание сада, вода, ремонт дорог, фонд заработной платы правления и специалистов – техников, электриков. По усреднённым данным, на каждый участок за сезон приходится около двух кубов мусора, что не удивительно, ведь многие на площадку несут не только бытовые отходы, но и старую мебель, ветки, траву. Расценки ЦКС – 503 рубля за куб. Около полутора тысяч рублей из вносов каждого садовода идёт на охрану. Ещё около трёх тысяч рублей можно смело считать за подачу воды: электроэнергия плюс обслуживание оборудования и коммуникаций, топливо. Закладывается взнос и на заработную плату председателя и специалистов. К слову, председатели получают разную зарплату, это зависит от размера СНТ: от 17 до 45 тысяч рублей. Смету расходов и доходов по требованию предоставляют любому садоводу. Оплата всех счетов идёт только через банк, наличку в руках председатели не держат. Любой вопрос найдёт обоснование – нужно только обратиться в правление, а не просто бухтеть на грядке. В июле подняли цены на коммунальные услуги, их нужно оплачивать, а с садовода уже больше, чем утверждено собранием, не возьмёшь – вот и ещё дополнительная статья расходов. Если первоначально закладывали на вывоз одной машины мусора с СНТ 8–9 тысяч рублей, теперь оплачивают 15–17 тысяч. На собраниях все расходы раскладывают по полочкам – ходите, слушайте, принимайте участие в обсуждении планов, может, и вопросов меньше останется.
В СНТ «Машиностроитель-2» 200 выкупленных участков. Сад молодой, ему около тридцати лет, 900 участков остались невостребованными. А коммуникации идут через всю территорию, их нужно обслуживать. Поэтому взнос ещё больше – 12 тысяч рублей, правда, участки по 9 соток. При этом поливная вода круглые сутки, у многих в дом заведена – «запитано» от комбинатской трубы. Но обходится она недёшево.
Казалось бы: много чего в «Мичурина» и «Машиностроителе» достаётся бесплатно, а не как в других СНТ, вкладывающих средства в трансформаторы, трубы. А недовольных всё равно хватает. У одних председатель плох, у других взнос большой.
Взять хотя бы лесопосадки. Вокруг СНТ «Мичурина» когда-то насажали тополей, чтобы обезвоживать почву. А как рядом выросли посёлки, подземных вод в таком количестве не стало. Деревья сохнут, а вырубить 50–60-метровый ствол – та ещё история. Даже имея разрешение от управления экологии, где найти специализированную технику? Так как лесопосадки – территория города, то делать это должны городские службы. Но увы.
Тем не менее вникать в проблему СНТ муниципалитету придётся. В июле 2022 года вышли поправки в закон «О садоводстве», которые регулируют отношения власти и садовых товариществ, распределяют обязанности, так сказать.
История-то не нова. Ещё в 2001 году вышло постановление главы города, по которому должны были быть изъяты из территорий СНТ площади, непригодные для ведения садоводства. «Строитель-1» должен был отдать на обслуживание 26 гектаров, «Богатый остров» – 13, «Калибровщик» и «Локомотив» по 10, «Зелёная долина» – 25 гектаров, «Метизник» – 17, «Коммунальщик» – 51 гектар, «Машиностроитель» – 100! Всё это по-прежнему на балансе садов – до исполнения постановления дело так и не дошло. А ведь обслуживание этих площадей лежит на плечах собственников. За нераспределённые участки платят тоже садоводы – земельный налог-то приходится на всех разбрасывать.
Теперь можно всю инфраструктуру передать на обслуживание муниципалитету по закону. Принимается просто решением общего собрания. Это касается и брошенных участков, и невостребованных, которые можно не как раньше через торги, а безвозмездно передавать новому собственнику. Оставаться безучастными городским властям не получится: нужно выходить на диалог с правлениями садов и принимать участие в жизни зелёного пояса Магнитки.