Это тот самый пример, когда благотворительный фонд «Металлург», претворяя в жизнь новый проект, признанный титульным за последние годы, отталкивался не от теории работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и даже не от опыта коллег, с которым, безусловно, знакомился, а – от чаяний родителей детей с ментальными заболеваниями.
А чаяния эти просты и понятны: медицинская работа с особенными детьми уже ведётся в городских центрах, а вот формирование у такого ребёнка бытовых навыков для самообслуживания – нет. Конечно, этим ежедневно занимаются сами родители. Но, во-первых, они – не профессионалы, а во-вторых, по понятным причинам уставая и выгорая, сами нуждаются в помощи как минимум психолога. А социализация ментально особенных детей – не для красного словца: в 18 лет детская инвалидность с ребёнка вместе с выплатой пособия автоматически снимается, на получение «взрослой» нужны дополнительные обследования и прочие манипуляции, требующие времени… Лишённые пособия, родители вновь выходят на работу – а ребёнок либо остаётся в полном одиночестве, либо должен обладать устойчивыми социальными навыками для самообслуживания и хотя бы минимальным умением общаться с окружением, не бояться его.
– Детей-инвалидов фонд «Металлург» опекал с самого начала – просто мы не разделяли их на подгруппы, – рассказывает заместитель директора БФ «Металлург» Ирина Степанова. – В 2018 году фонд «В трудной жизненной ситуации», с которым мы сотрудничали, объявил конкурс именно в направлении детей с ментальными особенностями. И, помня запрос родителей, мы создали проект так называемой социальной передержки: раз в неделю по три часа мы занимались с детьми с ментальными особенностями, давая возможность тем самым отдохнуть их папам и мамам – раз, и воспитывая социальные навыки у детей – два. Да, состояние детей разное, дать знания можно далеко не всем – но самостоятельно одеться, помыть руки, привести комнату в порядок, сложить вещи в шкаф по возможности должны уметь все. Родители сразу отметили положительный результат: дети стали осознаннее, терпимее к окружающему миру и смелее, научились тому, чему сами родители так и не смогли научить… И, конечно же, нас попросили продолжить программу.
Так появилась идея создания центра «Мозаика», воплощение которой осуществлялось, что называется, с миру по нитке.
Основной спонсор фонда – ММК – выделил помещение и большую часть финансирования на его реконструкцию, остальное «добывали» победами в грантах, благотворительными мероприятиями и сборами.
В январе 2024-го торжественно была открыта первая очередь – спортивная зона с традиционным инвентарём и интерактивными развивающими и физически, и интеллектуально тренажёрами, а также шведская лестница, развивающий скалодром и актовый зал, приспособленный и для учебных мероприятий.
Менее чем через полгода центр «Мозаика» заработал полноценно – открыты кабинеты индивидуальных занятий – к примеру, с логопедом, групповые мастерские – рисования, швейного дела, а также постирочная и кухонный уголок. Принять результаты работ в центр «Мозаика» приехали генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев и глава города Сергей Бердников.
Центр встречает непрекращающимся хрустом бахил – они обязательны, если с собой нет второй обуви, – негромкой и ненавязчивой мелодией, звучащей, кажется, отовсюду, детским смехом и сдержанной речью педагогов – чтобы ребёнок понял, с ним говорят медленно, чуть громче, чем обычно, но доброжелательно. Ещё с ума сводит аромат ванили и шоколада – заработала адаптивная кухонная мастерская «Вкусное дело» и, по словам мам, дети после занятий вовсю готовят дома, трогая своей заботой родителей до слёз.
Кстати, родители – такие же клиенты центра «Мозаика», как и их дети: они могут не просто оставить здесь ребёнка на три часа, пока длятся учебно-реабилитационные занятия, а пообщаться друг с другом и психологом. Павел Шиляев и Сергей Бердников как раз попали на такую встречу и, разумеется, спросили мам, действительно ли «Мозаика» помогает.
– Большое спасибо за ваш центр, мы ходим сюда с таким удовольствием! – отвечает одна. – С января, когда начали занятия, я вижу прогресс, мне стало заметно легче с ребёнком! Он эмоционально реагирует, мы общаемся, поведение стало более осознанным – просто небо и земля!
– За два месяца занятий сын дал впечатляющий результат: стал вдумчив, более общителен… Большое спасибо вам, – добавляет другая. – Особенно за психолога для нас – он так помогает! Вот копится усталость, раздражение от постоянного сдерживания эмоционального, в душе что-то зреет нехорошее, злое, срываешься на семью – а она в чём виновата, особенно ребёнок? А тут приходишь – выговариваешься, слушаешь – и успокаиваешься, и решение как-то само собой находится, и жизнь снова кажется светлой, и вроде всё по плечу.
В январе 2024-го, только открывшись, «Мозаика» принимала 60 человек в месяц. С открытием второй очереди число детей увеличилось до 88, и это только начало.
– Официальный курс – три месяца, когда дети участвуют во всех наших проектах, – говорит директор БФ «Металлург» Виталий Галкин. – Потом набираем следующий поток, но «выпускники» остаются на нашей орбите – приходят на праздники, общественные мероприятия, разовые учебные курсы и занятия в зависимости от потребностей… Скажем так: получив всестороннюю социализацию, продолжают заниматься точечно необходимыми вещами – вплоть до выхода во взрослую жизнь.
Вторая очередь центра – это кабинеты индивидуальных занятий и мастерские. Ремонт качественный, стены яркие, но не угнетающие, пространство бывшего офиса почтового отделения небольшое, но использовано максимально эргономично: коридоры узкие, зато кабинеты за счёт этого получились просторными. Кабинет для занятий с логопедом, психологом, постирочная для освоения бытовых навыков, а также групповые мастерские для получения профессии – швейное дело и та самая кухня.
– Швейные машины и оверлок полупрофессиональные, с регулировкой скорости, что важно для наших воспитанников, – ведёт экскурсию руководитель центра «Мозаика» Мария Землякова. – Проект кухни – не только зона готовки, но и подготовки к ней: ребята на занятиях сначала идут в магазин, покупают продукты по заранее составленному списку и только потом приступают к приготовлению пищи. Одна мама рассказывает, что после занятий сама пришла с сыном в магазин – «закрепить навык». И, пока тот складывал в корзину продукты из списка, заодно положила туда стиральный порошок – закончился дома. Сын погрозил пальчиком: этого в списке нет.
Сегодня гостей потчуют маффинами, они у ребят получились профессиональными – пышными, ноздреватыми и очень вкусными. Сотрудники центра объясняют гостям, что это, считай, выпускное блюдо воспитанников. Начинали буквально со знакомства с приборами, потом – нарезка хлеба, салатов, варка каши…
Освоив работу с детьми от восьми лет, сотрудники «Мозаики» замахиваются на более высокие цели – в частности, открытие отделения ранней помощи.
– Ментальные патологии выявляются в возрасте до года. Чем быстрее начать их коррекцию, тем лучше результат – вплоть до поступления ребёнка в обычный класс обычной школы к семи годам, – говорит Мария Землякова. – И наша заветная мечта – начать работу с детьми до трёх лет, чтобы дать им шансы на полноценную жизнь.
– Я обрадован увиденным: центр работает в полную силу, использует все имеющиеся технологии, стремится к новым знаниям и возможностям, – говорит Павел Шиляев. – Но главное – что его работой довольны родители особенных детей, отмечают прогресс и достижения в части и физических навыков, и социальной активности, и интеллектуальных способностей. А кексы какие вкусные – как у профессионалов! Кстати, почему «как»? Они вполне могут теперь открывать собственную кулинарию.
– Наука доказала: чем раньше работать с такими детьми, тем лучше, – говорит Сергей Бердников. – Поэтому направление это необходимо развивать, и спасибо комбинату и фонду «Металлург», что не побоялись погрузиться в эту проблему и решать её всесторонне.