Чистота воздуха в Магнитке – это не только переоборудование переделов металлургического гиганта, но и развитие экологически чистого электротранспорта, реконструкция очистных сооружений, изменение схемы обращения с коммунальными отходами.
Пятый месяц в городе работает новый полигон по утилизации отходов. Старая свалка – это уже история. На начало её рекультивации в рамках проекта «Чистый воздух» в 2023 году из федерального бюджета выделят 1 миллиард 200 миллионов рублей. За долгие годы на площади 37,5 гектара накопилось ориентировочно 3,73 миллиона кубических метров отходов. По оценкам экспертов, закрытие старой свалки приведёт к снижению загрязнения атмосферного воздуха в Магнитогорске на восемь процентов. Рекультивация свалки находится на завершающей стадии проектирования, документы направлены на государственную градостроительную и экологическую экспертизы. За два года – 2023 и 2024 – работы планируют завершить.
– На днях в Законодательном собрании Челябинской области состоялась очередная встреча законодателей и руководителей промышленных предприятий региона по вопросам перевооружения производственных мощностей, которые позволили снизить вредные выбросы в атмосферу, – начал разговор за круглым столом в администрации Магнитогорска председатель комиссии по экологии ЗСО Михаил Махов. – Координационный совет по экологии при губернаторе Челябинской области проводит большую работу по реализации проекта «Чистый воздух». Сегодня рабочая группа прибыла в Магнитогорск, чтобы подробно ознакомиться с новым полигоном по утилизации отходов.
Новый полигон – современный высокотехнологичный комплекс площадью более 55 гектаров, созданный по концессионному соглашению с правительством области. Объём инвестиций – 1,3 миллиарда рублей. Мощность полигона составляет 200 тысяч тонн отходов в год, полигон для захоронения способен принять 175 тысяч тонн в год. Каждый день комплекс принимает около 350 тонн бытового мусора и промышленных отходов из 11 муниципальных образований юга области.
Запуск полигона имеет положительный эффект: пятая часть отходов, образующихся в регионе, обрабатывается на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду.
Напомним, что новый мусоросортировочный комплекс начал работать на полную мощность с 1 июля 2022 года. Операторы ручной сортировки отбирают больше десятка полезных фракций: картон, текстиль, полиэтилен, бутылочный пластик, стекло, алюминиевые банки. Сейчас из привезённого на полигон мусора отбирают 3,5 процента полезных отходов. Могут отбирать в два раза больше, но пока нет желающих забрать дополнительные объёмы в переработку. Всё, что нельзя переработать, свозят на полигон для захоронения, построенный по новейшей технологии, с изоляцией, исключающей загрязнение почвы и воздуха. Сейчас карта одна, а будет пять – вторая в процессе проектирования. Чтобы место складирования не возгоралось, карту постоянно разравнивают и уплотняют, а в пожароопасный период увлажняют. Когда слой достигнет двух метров, будет сделана промежуточная изоляция грунтом.
– В планах на ближайшее будущее – внедрение технологии биорепеллентации (сокол-стервятник, присутствуя на территории, отпугивает птиц-мусорщиков); создание участка биокомпостирования мощностью более 42 тысячи тонн в год; открытие пунктов приёма вторичных материальных ресурсов (один экопункт скоро откроется – на улице Советской, у ТЦ «Тройка»); утилизация строительных отходов – их в Магнитогорске за год образуется около 60 тысяч тонн, – рассказала руководитель Магнитогорского филиала мусоросортировочного комплекса АО «Ситиматик» Ирина Харина.
Перестройка системы обращения с отходами проходит не во всём гладко – есть проблемы, «белые пятна», которые нужно ликвидировать. Один из вопросов – формирование и вероятность изменения тарифа – желательно в меньшую сторону. Другие вопросы: вывоз не бытового мусора, растительных остатков, автомобильных покрышек, внедрение сбора раздельного мусора на территории Магнитогорска, закупка новых контейнеров.
– После закрытия свалки переработкой твёрдых коммунальных отходов стали заниматься по-новому, – напомнил председатель общественной палаты города Владимир Зяблицев. – И горожан волнует: сколько они будут за это платить, какие услуги предложит им оператор по обращению с ТКО, каково будет качество этих услуг, кто должен следить за содержанием контейнерных площадок, убирать их, вывозить «нестандартный» мусор. Территориальная схема утверждалась на региональном уровне, поэтому сейчас нас интересует, как будут решаться проблемы, которые вскрываются по ходу работы. В их числе, например, перераспределение потоков между хозяйствующими субъектами (в кластере их два – «Ситиматик» и «Спецкомплекс»), что влияет и на тариф тоже. Чтобы оперативно реагировать на жалобы горожан, мы должны понимать механизм взаимодействия регионального оператора, министерства экологии, мусоросортировочного комплекса. Законы есть, но зачастую они формируются через судебную практику, потому что существуют нестыковки, противоречия.
Руководитель рабочей группы по обращению с отходами координационного совета при губернаторе Челябинской области Анна Карпелюк рассказала, что рост тарифа неизбежен, хотя он и не будет «драконовским». Повышение связано, конечно, с тем, что переработка идёт на новом уровне, с использованием современного оборудования и технологий защиты окружающей среды, что повлекло изменение структуры и размера тарифа. Кроме того, в Магнитогорском кластере высокие затраты на приём промышленных отходов. Так, при проведении капитального ремонта региональный оператор вынужден платить весомые суммы за строительные «остатки», а это влияет на исполнение работ, на сметы.
Для представителя областного ведомства стало неожиданностью, что в Магнитке большие проблемы с вывозом веток и пеньков.
Сложности с утилизацией древесных отходов есть везде, не зря же планируют построить по всей стране две сотни заводов по компостированию. В Челябинске древесные остатки – отдельная группа отходов, которую вывозит региональный оператор, её утилизацию оплачивает администрация города. В некоторых сельских районах области стали предусматривать на контейнерной площадке отдельную ячейку для веток. Раз такой вид отходов неизбежен, надо искать пути, как организовывать его вывоз и утилизацию.
– «Ситиматик» ведёт переговоры с администрацией города по прирезке к имеющимся 55 гектарам участка под компостирование – нужно около 2,5 гектара, – рассказала руководитель Магнитогорского филиала мусоросортировочного комплекса АО «Ситиматик». – Схему отправили на согласование в управление архитектуры. По плану ввод в эксплуатацию – в 2026 году.
Масла в огонь подлил председатель комиссии по экологии общественной палаты Магнитогорска Анатолий Ефименко, который привёл примеры, когда жители жалуются на заваленные площадки и территорию возле них. Кто за это в ответе? Магнитогорский полигон ветки и траву принимает, заверила Ирина Харина, измельчает, котельная комплекса работает на этом топливе, часть идёт на карту. Проблема в том, что полигон готов принимать их не в смешанных отходах, а по отдельному договору с муниципальными организациями и управляющими компаниями. Так работают с Магнитогорскинвестстроем, который сдаёт обрезь на полигон как промышленные отходы.
Проблема ещё в том, что большинство контейнерных площадок – ничьи. Управляющие компании ссылаются на то, что их зона ответственности заканчивается отмосткой здания, а всё, что убирается за ней, – практически на добровольных началах. Нужно законодательно обозначить собственника мест складирования.
В Челябинске, чтобы навести порядок во дворах старой застройки, разработали программу строительства новых контейнерных площадок по единому архитектурно-строительному проекту.
В администрации города провели инвентаризацию, определили 1249 площадок, требующих замены, затем выявили, на чьём балансе они стоят. Теперь балансодержателям нужно будет провести межевание и поставить на кадастровый учёт земельный участок вместе с площадками. Только на этих условиях на реконструкцию будут выделены средства. При желании такой же механизм можно выработать и в Магнитогорске, и не только касательно новых площадок.
– Думаю, в Магнитогорске надо наладить взаимодействие между администрацией города и региональным оператором, – считает Анна Карпелюк. – Мы в областном центре стараемся решить вопрос и с ветками, и с шинами от автомобилей. Есть предприятие, которое перерабатывает покрышки в резиновую крошку, в Магнитке, слышала, тоже есть. Управление экологии города может организовать день приёма шин от населения и автосервисов, а переработчик предоставит свой транспорт для этого сырья.
Сейчас, когда автомобилисты переобувают на зиму машины и выбрасывают покрышки где попало, их можно увидеть на многих контейнерных площадках, а то и в самих баках, хотя складировать туда шины нельзя. Они не относятся к коммунальным отходам, но если их привозят на полигон – деваться некуда, их отбирают и складывают. Это беда не только нашего города: единственный полигон «Ситиматика», где перерабатывают покрышки, находится в Мурманске. Остальные, как и у нас, вынуждены просто складывать в контейнеры, ведь на карту их свозить нельзя. В Магнитогорске накопили уже два 30-кубовых контейнера и готовы отдать бесплатно желающим. Есть в городе предприятие – ООО «Подъёмник», перерабатывающее шины, но оно, по словам Ирины Хариной, принимает сырьё платно. Чтобы забирали безвозмездно, нужно, к примеру, обеспечить приёмщику компенсацию за счёт экологического сбора, который будет оплачивать ассоциация «Экошинсоюз». Нужно только собрать пакет документации, в чём рабочая группа при губернаторе готова помочь.
Перенять опыт областного центра полезно и относительно разделения отходов: в Челябинске несколько экоцентров, на отдельных площадках организован сбор вторсырья в новые красные контейнеры. Такие же планируют закупить и для Магнитогорска в следующем году.
– Проблему оснащения контейнерных площадок многоквартирного фонда ёмкостями для раздельного сбора может решить только региональный оператор, который по закону имеет возможность делать это и расставлять независимо от того, кому принадлежит площадка и кто её обслуживает, – объяснила начальник управления организации обращения с отходами министерства экологии Челябинской области Юлия Жукова. – Размер средств на эти цели с 2022 года увеличен – три процента от валовой выручки.
– Отношения между координационным советом по экологии региона и общественной палатой города сложились продуктивные, – резюмировал председатель комиссии по экологии общественной палаты Магнитогорска Анатолий Ефименко. – Вопросы были обозначены конкретные, актуальные. Думаю, удастся найти пути выхода из проблемных ситуаций.