Конкурс проходил пятнадцатый раз, и в этом году в нём приняли участие 15 команд. В заключительный этап прошли команды школ № 1, 5, 47, 48 и 56. Традиционные испытания финала – конкурс презентаций, ответы на юридические вопросы и разбор конкретных ситуаций, связанных с защитой прав потребителей.
Жюри, оценивавшее выступления команд, возглавил председатель МГСД Александр Морозов. Также в число экспертов вошли начальник управления образования Олег Гофштейн, доктор экономических наук Авак Зурначян, ветеран боевых действий, участник СВО Владимир Головачев и другие.
Тема конкурса 2025 года – «Ответственное потребление: проблемы и пути развития». В своих презентациях школьники говорили о нерациональном потреблении, о влиянии рекламы на стремление покупать зачастую совершенно ненужные товары, разумном использовании природных ресурсов и так далее.
Также команды показали свои знания закона «О защите прав потребителей». К примеру, в случае нарушения сроков выполнения работ или оказания услуг исполнитель обязан выплатить потребителю неустойку в размере трёх процентов от стоимости заказа за каждый день просрочки. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации на аналогичный, но подходящий товар, в течение 14 дней с момента его приобретения (но при этом должен быть сохранён товарный вид покупки). Срок, в течение которого должно быть удовлетворено требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества, – семь дней.
По мнению Александра Морозова, главное в конкурсе – его прикладное применение:
– Дети показали сегодня, что, несмотря на сложную школьную программу, они уделяют внимание ещё и взрослым законам. Дай бог, чтобы они были умнее нас. И когда станут взрослыми, их невозможно будет обмануть, – уточнил Александр Олегович.
По итогам конкурса третье место заняла команда школы № 1, второе – команда школы № 48. Первыми стали ученики 10-го класса школы № 5. Отметим, их классный руководитель, учитель истории и обществознания Валентина Шишина стала победителем городского и областного этапов конкурса «Учитель школы–2020». Обладатели трёх призовых мест получили денежные премии. Педагогам, подготовившим участников конкурса, вручили благодарственные письма.
Команда победителей – Ангелина Ермошина, Дарья Максимова и Иван Инюшев. Ребята рассказали, что впервые принимали участие в конкурсе и результатом очень довольны.
– Готовились на уроках права, наша преподаватель открывала закон «О защите прав потребителей», мы читали и разбирали темы, смотрели постановления правительства, которые связаны с этим законом, – уточнили школьники.
Инициатором проведения конкурса в Магнитогорске выступило объединение защиты прав потребителей. Организация начала работу в 1993 году. Всё это время ведёт приём по адресу: улица Октябрьская, 32, кабинет 2, оказывает бесплатную правовую помощь населению.
В объединении защиты прав потребителей в течение года правовые консультации получают 4,5 тысячи человек, за год выносится около 35 судебных решений.
В объединении рассказали, что 2025 год проходит под двумя девизами. Так, тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2025 году – «Справедливый переход к устойчивому образу жизни» – говорит о важности рационального потребления. Второй девиз – о том, что должно развиваться законодательство в сфере защиты прав потребителей.
– В России в этом вопросе складывается не самая благополучная ситуация, – отмечают правозащитники. – Предпринимательское лобби уже предлагало вывести права дольщиков из закона «О защите прав потребителей», термин «потребительский экстремизм» начинает использоваться в отношении людей, которые пытаются защищать свои права законным способом. Потребитель против предпринимателя – как человек против «КамАЗа». Но реализация международных соглашений в сфере экономики и приведение законодательства «к единому знаменателю» должно улучшить защиту потребительских прав. Например, после подписания декрета между Россией и Беларусью гарантированный ремонт не сможет превышать 14 дней, ранее срок составлял 45 дней. Также за нарушения будет предусмотрена ответственность не только юридических лиц, но и непосредственно учредителей организации. Обсуждается создание общественного объединения в сфере защиты прав потребителей из стран – членов ШОС.
Если говорить о текущей ситуации в потребительской сфере, она отражает современное социально-экономическое положение в стране. Когда бюджет относительно покупательской способности сокращается, потребитель становится более разборчивым. Покупок становится меньше, а на первый план по количеству обращений выходит сфера ЖКХ.
– Хотя закон об организации местного самоуправления в Российской Федерации позволяет создавать отделы по защите прав потребителей в администрации города, в Магнитогорске всё делается на общественных началах, – отмечают в ОЗПП. – Либо этим занимаются организации, в чьи должностные обязанности входят данные вопросы, – это Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция. Но проблемы остаются, говорить о полной защищённости потребителей пока рано. В любом случае эта деятельность необходима как со стороны федеральных органов государственной власти, так и общественных объединений потребителей.
Организатор конкурса, доктор экономических наук, преподаватель МГТУ имени Г. И. Носова Авак Зурначян отметил современные тренды – покупки и услуги переходят в онлайн-формат. Становится больше жалоб на нарушение сроков поставок, на качество товаров, приобретённых по интернету. Причём предъявить претензии продавцу или поставщику в этом случае становится сложнее. Однако сейчас вносят изменения в законодательство, появилась, в том числе, ответственность не только самих предпринимателей, но и интернет-агрегаторов, на площадках которых потребитель делает заказы.
– Люди сейчас более ответственно подходят к вопросам потребления, – уточняет Авак Сергеевич. – Повышается интерес к законодательству в данной сфере. Человеку нужно уметь защищать свои права, а для этого необходим хотя бы минимальный уровень правовых, финансовых и экономических знаний.