Прошел год с тех пор, как благодаря гостевому режиму я начала общаться с двумя милыми девчушками из интерната для сирот. Родные и друзья замечают: "Подросли твои". Вижу это и я.
Причем не только по тому, как мала стала Аленке недавно купленная пижама, и не по тому, что Надюшка на катке берет коньки уже на два размера больше. Совсем "своими", более домашними кажутся мне подрастающие девчонки. Меняются темы наших разговоров, звучат новые вопросы, но по-прежнему мы учимся общаться с разными людьми в различных ситуациях: куда бы я ни пошла - даже если это редакционно-выходное задание, дети рядом.
Ведущая и ведомая
Уметь отстаивать свою позицию и, наоборот, уступать - еще один невидимый психологический навык, который формируется в домашней обстановке. Поссоришься с подругой в интернате - можно отойти в сторону и играть с другими ребятами. Дома уходить не к кому, и поневоле приходится мириться, забывать обиды, учиться прощать и просить прощения.
Например, готовлю завтрак на кухне и слышу разборки в комнате:
- Уйди от меня, а то сделаю больно! - кричит Алена подруге. - Я тебе больше не дочка! Не хочу с тобой играть! Вначале издеваешься надо мной, а потом лезешь целоваться.
Не сразу все удается, да и характеры у девчат разные. Алена в лидеры не рвется, повышенного внимания к себе не просит, если чем увлечена - может получать удовольствие и в одиночестве: летом была неразлучна с мячом, зимой из рук не выпускала санки, играя с ними, как с живым существом. Надя, наоборот, рвется быть везде и во всем первой и в центре внимания, а если слышит похвалу в адрес других - рвет и мечет. Первая - спокойная и познает мир больше через чужие объяснения, вторая - преимущественно через свой опыт. Надю мало устраивают чьи-либо наблюдения - пока не откроет, не разберет и не посмотрит, что внутри и как оно действует, не угомонится. Причем вовлечет в процесс еще и Алену. Я уже привыкла к тому, что если девчонки заперлись в ванной и шушукаются, смеются, значит, испытывают что-то новое. Конечно, мы договариваемся - взрослыми вещами пользуюсь только я. Но где вы видели идеально послушных детей? Заметили они как-то пенку для укладки волос - закрылись, навыдавливали и намазались. Появилась в ванной машина-автомат - интересно покрутить ручку управления и залить в отсек для ополаскивателя воду - уйдет она или останется там?
Пробуждение женщины
Косметика - отдельная тема. Двигатель процесса познания взрослой жизни опять Надя.
- Для кого же ты так ярко накрасилась? - спрашиваю непоседу, поглядывая на тени и тушь на ресницах.
- Ни для кого, - улыбаются хитрые глазки.
- Неправда. Женщины это делают, чтобы понравиться мужчинам, вызвать их интерес. Значит, нашей Надюшке кто-то нравится...
- Не-ет, - обижаясь, она резко одергивает меня за рукав.
С косметикой все решилось само собой. На летних каникулах я устроила им нечто вроде трудовой недели: ежедневно за каждое большое полезное дело они зарабатывали по 50 рублей. В итоге, когда отправились тратить собственные деньги, единогласно выбрали "Маленькую фею".
Желание быть взрослой и похожей на старшую сестру, маму или учительницу, к которой питаешь особую симпатию, в каждой девочке просыпается задолго до полового созревания. Наблюдая, как Надя с Аленой примеряют мои туфли, устраивают бесконечные дефиле по квартире во всех моих кофточках и юбочках, обвешиваются украшениями, сумками и наигранно-манерно говорят, как взрослые, я вспоминаю себя в детстве: каким таинственным казался тот мир, до которого еще предстояло расти и расти!
Я тебя зацелую
Что касается игр в дочки-матери - на каникулах они растягиваются на несколько дней. Причем для этого даже не нужны куклы. Роль дочки постоянно выбирает Алена: то совсем маленькой и сюсюкающей, то невыносимо своенравной. Надя - всегда за маму, и меня радует, как она терпеливо мирится с капризами дочери, заботится о ней больше, чем о себе, купает, обнимает-целует ее, искренне говорит: "Доча, я люблю тебя". Лишь проскакивающие фразы: "Тебе не положено", "Все! Ты будешь наказана" напоминают, что дети растут в интернате. Не хочу обидеть воспитателей, но так много пришлось видеть и слышать в сиротских домах этой отстраненной казенной строгости... К тому же, устами младенца, как известно, глаголет истина.
Однако вернусь к Наде. На примере этой девочки, которая, в отличие от сверстницы Алены, не умеет скрывать чувства, я поняла, насколько велика у детдомовских детей потребность как отдавать нерастраченную нежность, так и получать ее. В минувшие каникулы Надюшка вдруг чересчур мягко протянула, задержавшись на последнем слове:
- Я решила - ты будешь моей ма-мо-чкой. А когда придем домой, я тебя зацелую, и ты мне, пожалуйста, ничего не говори.
Это было неожиданно, и я не поняла, всерьез ли она. Девочки всегда обращались ко мне по имени, а если посторонние спрашивали, мама ли я им - отрицательно кивали. Казалось, так было комфортно всем нам, да и мои внутренние ощущения говорили: я очень привязалась к детям, но пока хочу оставаться Людой.
Но так как Надя сама была мамой для "дочи", играючи, я стала для Алены... бабушкой! Едва сдерживая улыбку и не без усмешки - ха! какая я вам бабушка! - пришлось играть эту роль, позволяя "родственницам" по женской линии каждое утро и перед сном заваливаться ко мне в постель и долго обниматься. Однажды, устав от домашних хлопот, я прилегла на диван и попросила девчонок не шуметь. Алена продолжала дурачиться, испытывая "мамино" терпение. Я закрыла глаза, ожидая, что через несколько минут это закончится, как услышала:
- Дочь, давай успокаивайся! Бабе надо отдохнуть. Она ведь у нас старенькая...
Мою усталость как рукой сняло.
Неприятность эту мы переживем
Экономический кризис, затронувший практически все стороны жизни, не обошел нашу семью. Еще до Нового года предстояло решать: или себе в чем-то отказывать, или детей реже брать из интерната. Знакомая подсказала:
- Девчонки у тебя не маленькие, объясни им все, и живите по средствам. Такой опыт им только на пользу пойдет. Где они еще увидят, как стоит планировать и рационально тратить семейный бюджет, когда до совершеннолетия живут на готовом?
Буквально на пальцах объяснила Наде с Аленой, что такое "кризис", почему у людей падает зарплата, а на многих предприятиях нет работы для всех. Они долго слушали, потом спросили:
- У наших воспитателей тоже не будет работы?
- У них всегда будет, пока родители бросают детей на попечение государства, которое вынуждено о них заботиться и выдавать зарплату воспитателям.
- А где живет государство?
...С праздниками договорились легко. Я предложила не рассчитывать на подарки, а вместо этого весело провести новогоднюю неделю: покататься на коньках, обойти елки, пригласить гостей, самим сходить в гости... Второй вариант менее вдохновил их: подарки - так подарки, но и денег хватит только на пару проведенных вместе дней. Последний аргумент: "Мы с родителями тоже решили на празднике обойтись без крупных трат, чтобы потом было что пить и что кушать" - сыграл свою роль. У детей не возникло никаких обид, а в магазинах не сыпалось с обеих сторон: "Хочу и то, и это".
Вообще же, спустя год общения с ними, я заметила, что понимания между нами стало больше. Одна из причин - нажитый совместный опыт. Дети часто сами решают, что сделают сейчас, а что потом, и тем самым берут ответственность пусть за маленький, но - выбор. Сегодня можно слопать все конфеты из кулька, однако завтра придется пить чай с сахаром; если вылить всю пену для ванны сразу - следующее купание будет только с мылом; убираться в квартире лучше с утра - потом весь день свободный; если тискать котов и укладывать их спать, как лялечек, они надолго сбегут под диван, и мурлыканья не дождешься; а дарить подарки еще приятнее, чем получать их
Продолжение следует...