Дорожный мир Магнитки в минувшую субботу перевернулся: четырехколесные агрегаты прижимались к обочине или вовсе останавливались, чтобы уступить движению велосипедистов, мчавшихся с ветерком в направлении Банного. "До чего докатились", - вероятно, думали про себя владельцы авто. А докатились велогонщики до праздника. Вернее, даже двух: Дня города и Дня металлурга, с которыми теперь прочно связано проведение веломарафона в Магнитке.
Накануне гонки информация о количестве участников поступала из штаба оргкомитета, словно сводка с мест сражений: 80 зарегистрировавшихся в первый день, почти столько же - во второй, к концу предварительной записи - 180 с лишним человек. Постоянно растущая цифра только радовала союз молодых металлургов и управление физкультуры, спорта и туризма администрации города, давших импульс второму веломарафону. Динамика говорит не о потерях, наоборот, о возросшем числе горожан, примкнувших к велодвижению. За день до старта стало известно, что второй марафон на колесах по 42-километровому маршруту "Первая палатка" - ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск" соберет больше любителей велоспорта, чем в прошлом году, когда их зафиксировали 178. А вот насколько - оставалось загадкой.
В 8 утра у памятника первостроителям Магнитки еще немноголюдно. Зато есть возможность запечатлеть вид с пустынной площади на Урал и комбинат. О символичности выбранного места старта позднее скажут гости первенства. Постепенно в одну точку с разных концов прибывают двухколесные. Одиночек мало, в основном, все сбиваются в кучки. Кто делится последними новостями с товарищами, демонстрируя, к примеру, контактные педали, кто спорит, какое преимущество на трассе при встречном ветре даст ширина колес в один дюйм. Есть и те, что просто наслаждаются царящей велоатмосферой. Себя отношу к последним, потому с особым удовольствием общаюсь с Анатолием Плотниковым, 76-летним гонщиком, которого приметил на старте еще год назад. Сейчас его практически не узнать: новый костюм, специальный шлем.
- Приобрел к велопробегу: о безопасности нельзя забывать ни в городе, ни на трассе, - говорит Анатолий Васильевич.
Отмечает ветеран велодвижения и приятное новшество нынешнего марафона: введение новой возрастной группы для мужчин старше 50 лет - ранее они соревновались наравне с сорокалетними.
Пока главный судья объявляет пятнадцатиминутную предстартовую готовность, ведущий выделяет из общей велосипедной массы отдельных персонажей. Вырисовывается интересная картина: впервые участвующий работник листопрокатного цеха № 9 Алексей Чупин - неподалеку от такого же новичка марафона олимпийского чемпиона Афин Игоря Кравцова. Оба рассматривают старт как хороший заряд бодрости.
Младших и старших, любителей и профессионалов - около 300 гонщиков - приветствуют у стартовой линии почетные гости соревнования: глава города Евгений Тефтелев, открывавший пробег год назад еще в ранге министра промышленности, вице-президент управляющей компании ММК по финансам и экономике Олег Федонин, председатель профсоюзного комитета ОАО "ММК" Александр Дерунов, лидер молодых металлургов Егор Кожаев, начальник городского управления ФКСиТ Елена Кальянова. Каждый из них подчеркивает связь города и образующего его предприятия. Завидное единение демонстрируют и участники.
- Здорово, что здесь так много велогонщиков, кому едва исполнилось восемнадцать, еще лучше, что есть участники в четыре раза старше. Значит, сегодняшняя гонка - не только борьба за награды, но прежде всего пропаганда здорового образа жизни, проверка характера, преодоление себя, - желает от имени коллектива металлургов честной борьбы и отличного настроения Олег Федонин.
В момент передачи ему сигнального пистолета обнуляю данные велокомпьютера, готовлюсь топнуть на педаль. Три, два, один, выстрел. Мы плотной группой штурмуем первый подъем по улице Комсомольской к пересечению с Советской. Уже на старте первое падение: к счастью, без завала, гонщик поднялся и продолжил движение. Вперед ушли машины Госавтоинспекции, позади осталась "Скорая". На тех и других особая миссия - контроль за безопасностью.
Пока маховик гонки не раскрутился на полную катушку, есть возможность оглядеться по сторонам, помахать выглядывающим из магазинчиков продавцам, посочувствовать сидящим в душных авто водителям. Но разминка длится недолго: со спуска к "Зеленому рынку" пытаюсь сесть на заднее шоссейно-гоночное колесо соперников передним колесом своего кросс-кантрийного Norco. Куда там! Крутят байкеры с такой же частотой, а едут быстрее. Особо не огорчаюсь: по соседству шумят спицами четыре байка с похожим протектором шин. Впятером мы едем практически до Соленого, где после первого пункта с водой нас нагоняет какой-то хорошо размявшийся и разогнавшийся велогонщик. Своим ускорением он "дергает" группу. Напарники подхватывают его темп. Отстает самый слабый - увы, это я. А так классно гнали на скорости 27 километров в час. Что же, отныне и почти до финиша кручу педали, назло встречным порывам ветра.
По ходу дистанции из любопытства считаю количество выброшенных на трассу… шкур от бананов. Этим фруктом самые опытные гонщики подкрепляются в пути. До деревни Елимбетово насчитываю не больше пяти остатков провизии, дальше все мысли сводятся к одному - на исходе минералка во фляжке. На одном из затяжных тягунов вижу, что судьба вырвала из гонки одного байкера: понуро сидит на обочине и дожидается машины техпомощи.
- Села "батарейка"? - спрашиваю не останавливаясь.
- Прокол, мать его, - кричит он в спину.
…За пять километров до финиша вода все же кончилась, силы, кажется, тоже. Радости не прибавляют появившиеся на трассе автомобили, активно курсирующие по "встречке". Вероятно, скопившуюся "автомассу" служба ГАИ выпустила из "тисков" в один момент. Благо водители ведут себя корректно: не сигналят и обходят осторожно.
Пожалуй, только с появлением в дымке ресторана "Горное ущелье" делаю вздох облегчения: значит, близок финал. Вот он - долгожданный спуск к кольцу, поворот налево, затем ставший ненавистным подъемчик к горнолыжному центру и… крик судьи: "Двадцатый номер, два часа и пять минут". Уф, начинается самое приятное - отдых в теньке, обмен впечатлениями. В такие минуты хочется петь гимн человеку, который изобрел велосипед. К сожалению, я не знаю его имени.
- Это не человек, а просто вечный двигатель какой-то! - слышу смех группы марафонцев, расположившихся у ручья.
Догадываюсь о ком: теперь уже о двукратном победителе гонки, обладателе лучшего времени - 1 час 22 минуты и 20 секунд - Олеге Можгине. Как и год назад, он первым ворвался в финишный створ, на тринадцать "счастливых" секунд опередив Артема Рычкова, который тоже сделал дубль, но "серебряный". Оба улучшили свои прежние показатели почти на три минуты. Новичок гонки - работник дробильно-обжигового цеха комбината Иван Мурзадеров - на третьем месте, уступив Артему мгновение в две секунды. Все лучшие результаты - в группе мужчин от 18 до 30 лет. Однако удивительный факт: четвертое время дня с отставанием в шесть секунд - у Александра Любицкого из группы гонщиков старше 50 лет. В своей категории он завоевал золото. Вот уж действительно велоспорту все возрасты покорны. Лучшее "женское" время у мастера спорта по летнему биатлону Елены Мицан.
Всего в цветочной церемонии кубками, дипломами, медалями и подарочными сертификатами профкома ММК организаторы наградили 21 гонщика из 272 добравшихся самостоятельно до финиша. Последней черту пересекла Юлия Телевных: ее упорство и стойкость призом отметила партия "Единая Россия". В подтверждение, что сил у магнитогорцев хватает и на большие расстояния, треть участников предпочла вернуться в город на своих "конях", остальные воспользовались автобусами и грузовиками.
На память первым двумстам пришедшим на старт остались фирменные нагрудные номера, всем без исключения участникам - яркие впечатления от большой прогулки. Мой двадцатый номер теперь украшает стойку под велосипед и словно укоризненно говорит: "Работай над собой, через год - новый велопробег".
P. S. С протоколом соревнований можно ознакомиться http://magmetall.ru/pdf/protocol_2010.pdf">здесь.