И это - отличный повод для того, чтобы продолжить знакомство с "кухней" клуба. Сегодня заглянем в подтрибунные помещения и узнаем, как делается лёд для команды мастеров.
Бессменный "заведующий" ледовыми делами - главный инженер "Арены-Металлург" Сергей Батищев - вот уже 12 лет изучает свойства льда, его характеристики и показатели.
- Это действительно целая наука, - рассказывает Сергей Александрович. - Ещё 15 лет назад никто не знал, что такое профессиональный хоккейный лёд. Я в те годы работал в сфере водоподготовки. Мне поручили улучшить лёд во Дворце имени Ромазана, посмотреть, от чего зависят качество покрытия льда, его стойкость и эксплуатационные свойства…
Работа, как говорит Батищев, была интересная и объёмная. По сути, команда магнитогорских технарей "с нуля" создавала целый комплекс из различных устройств и агрегатов. Сначала разработали и построили установку по очистке и подготовке воды. Потом - оптимизировали систему хладоснабжения.
- Некоторые части установки делали сами. Помню, очень помог метизный завод: в подарок команде изготовили большой бак предварительной фильтрации. В итоге получился уникальный комплекс, который в те годы не имел аналогов в российской хоккейной индустрии. Дома до сих пор хранится журнал "Хоккей" за 2002 год, в котором опубликован рейтинг ледовых площадок. Мы там в лидерах с максимальной отметкой в виде пяти звёзд! Действительно, сразу получили ошеломительные результаты. Значительно возросли скорости у игроков, а износ площадки снизился…
Сегодня состояние льда в большом хоккее - один из ключевых моментов. Чем лучше и "быстрее" площадка, тем меньше травм, тем экономнее расходуются силы хоккеистов и тем проще им раскрыть игровой потенциал. С другой стороны, необходимо сделать лед на стадионе ещё и достаточно прочным. Ведь за 20 минут игрового времени его используют, не щадя.
"Арена-Металлург" строилась под чутким руководством магнитогорских инженеров. Когда только составлялся проект нового стадиона, в него были включены все пожелания, касающиеся системы водоподготовки, системы охлаждения плиты. В итоге лёд нового Дворца сегодня - в числе лучших в КХЛ.
- В этом году попытались провести эксперимент, - делится Сергей Батищев. - Залили площадку водой из Урала. Хотели получить лёд, более близкий по своим свойствам к природному…
Так инженеры увидели, как ведёт себя природная вода на закрытой ледовой арене. На данный момент удалось смоделировать химические и физические свойства уральской воды и как бы воссоздать её искусственно. Технология следующая. Обычная водопроводная вода очищается и доводится до параметров воды речной. Самое главное: исключить из состава воды хлор и нерастворимые соли жесткости - калия и магния. Они замещаются водорастворимыми солями натрия. Такая "умягченная" вода смешивается в определённых пропорциях с дистиллированной и используется для заливки. Фишка ещё в том, что для заливки используется талая вода - в "Арене-Металлург" реализована замкнутая система. Это позволяет не только добиться уникальных свойств площадки, но и существенно сэкономить потребление воды. За сезон на заливку тратится всего 400 кубометров воды.
Внимательные болельщики помнят, как несколько лет назад, когда "Металлург" выступал в рамках "Европейской лиги чемпионов", матчи проводили на ослепительно белоснежной площадке.
Оказывается, тогда применяли особую - канадскую - технологию заливки льда. В России традиционно белый цвет площадки достигается покраской самого бетонного основания. Затем сверху напыляют основное ледяное полотно, в верхний слой которого "закатывают" рекламные баннеры и элементы разметки. За счёт естественной прозрачности льда и получается белый цвет площадки. Канадцы же не предъявляют требований к цвету бетонной подушки. Всё потому, что сама вода окрашивается специальной водоэмульсионной краской белого цвета. Поверх окрашенного льда уже осуществляется нанесение рекламы и разметки поля.
- Проблема в том, что если чуть сильнее растопить такой окрашенный лёд, например, чтобы добавить логотип нового спонсора или исправить дефекты поля, вся площадка моментально покроется белой краской, - поясняет Сергей Александрович. - Для непродолжительных турниров или стадионов, где проходят исключительно матчи профессионалов несколько раз в месяц,
такой способ заливки - идеален. Для нас же - увы, неприемлем, ведь наш стадион работает каждый день с 6 утра до 11 вечера и требует постоянного ухода…
Вообще, "Арена-Металлург" - это целый организм. И одна из его жизненно важных систем - вентиляционная.
- Огромную роль играет влажность воздуха, - рассказывает Сергей Батищев. - Например, летом, когда за окном плюс 18 и выше, возникает проблема повышенной влажности на арене. Из-за перепада температур влага оседает на льду, появляется тоненькая плёнка воды. При манёврах и торможениях игроков срезается лёд, смешивается с водой - и получается каша. Что недопустимо в принципе. Во время трескучих уральских морозов получается обратная ситуация: сильный нагрев сушит воздух. Лёд начинает неравномерно испаряться, становится пористым и разрушается. Соответственно, коньками нарезается гораздо большее количество снега. И если летом "правильную" влажность поддерживает комплекс осушителей, то зимой включают в работу увлажнители. Обе системы работают в автоматическом режиме. По всему стадиону установлены датчики влажности, которые регулируют работу приборов…
Подводя итог, главный инженер "Арены-Металлург" поделился планами:
- Скоро заменим борта на новые, менее травмоопасные. На сегодня Дворец считается "топовым", мы используем только оригинальные и лучшие оборудование и материалы. Будем держать марку!