В Магнитогорске становится модным движение, именуемое ролевым. Что это: культурное явление или способ уйти от действительности, разновидность психотерапии? Попробуем разобраться…
-Ролевое движение зародилось в 90-х годах на фоне массового увлечения творчеством Джона Рональда Толкиена. - рассказывает активная участница игр Ольга ЦЕПЫХ. - Все начиналось с энтузиазма. Стоит отметить, что вместе с ролевым активно развивалось и движение реконструкции. Союз этих направлений привел к возникновению исторической ветви ролевых игр. Примечательно, что очаги ролевиков возникали сначала в Сибири, а затем пошло: Екатеринбург, Москва, Питер, Челябинск.
- Магнитогорск подключился чуть позже. Некоторое запоздание связано, думаю, с относительной замкнутостью города и не очень удобным его местоположением: до нас тяжело добраться из других регионов - подключилась к разговору "ветеран" магнитогорской ролевой школы Алина Чинючина. - Первопроходцами у нас в городе стали Костя Колузаев, Сергей Зотов и Владислав Чинючин, создавшие в 1996 году клуб "Моджера".Чуть позже организовалась группа "Северо-Запад" во главе с Ильей Чураковым. Мы занимались шитьем костюмов, фехтованием, учили эльфийский язык, разучивали танцы, устраивали небольшие по размаху игры, словом, готовили почву для дальнейшего развития движения. В 2002 году состоялась первая массовая игра "История Берина и Лютиэн", на которой впервые присутствовали гости из других городов. Знаковым стало проведение в городе первого конвента ролевиков, названного "Магконом". Оргкомитет тогда возглавил Дмитрий Гречишный. Впоследствии "Магкон" стал традиционным. Чуть позже появился клуб "НЛБК" - наш любимый безымянный клуб, во главе с Пашей Колесовым.
- Примерно в это же время образовался клуб "Зов", - продолжает Алина - под руководством Юли Гладкой. Вскоре в городе появился второй традиционный конвент "Магнитфест". Постепенно в движение втягивались все новые люди, бытовые неурядицы и жизненные перестройки отстранили от дел первых участников ролевого оргкомитета, что привело в 2009 году к смене главорга "Магкона" - эстафету подхватила Ольга Буданова.
Сейчас это своеобразное культурное явление только в Магнитогорске насчитывает больше сотни человек. В него входят представители нескольких поколений. Ролевики есть на Украине, в Белоруссии, Израиле, Казахстане. Приятно, что Магнитогорск живет одной жизнью со всем остальным миром. Стоит разобраться в причинах популярности ролевых игр.
- Почему люди столь охотно примеряют на себя новые роли?
- Не знаю, кто как, а я иду на игры за сказкой, это то, чего не хватает в современной жизни. А еще за жизненном опытом: в игре время спрессовано, годы укладываются в несколько дней, - говорит Алина. - Часто совершенно иначе раскрываются люди, если ты подлец - это видно, если ты предатель - тоже видно.
- Незаменим опыт погружения в ту или иную эпоху, живее воспринимается история, идет развитие актерского навыка, - добавляет Ольга.
- Кто составляет костяк ролевого сообщества?
- Людей много, и они совершенно разные. Есть политики, есть бизнесмены, милиционеры, преподаватели и бок о бок с ними студенты и школьники. Важно не то, кем являются ролевики в обычной жизни, главное - начитанность и склонность к анализу. Что объяснимо: подготовка к игре, как правило, требует усвоения большего объема информации и выработки своей точки зрения на события и героев-участников действа, - поясняет Алина.
- Толкиен заложил основу - это понятно. Только ли его материал используется? Заметна ли роль отечественных авторов в развитии движения?
- Толкиен - это на начальном этапе. Сейчас за основу берут различные источники. Есть игры по произведениям писателей-фантастов, в том числе русских, например Стругацких, по мотивам русского фольклора, даже по "Курочке Рябе". Иной вопрос, что все подвергается переработке и переосмыслению. - отвечает Ольга.
- Что готовится сейчас? И с какими проблемами вы сталкиваетесь при подготовке очередных встреч?
- 12-15 августа должна пройти игра "Англар. Летописи Севера" под Миассом. А проблема у нас одна - поколенческая. Старая гвардия отходит, а среди молодежи не так много энтузиастов, способных бескорыстно взять на себя трудную миссию организаторов.
Выходит, не столь уж ново для нашего города это уникальное движение. Однако до сих пор нет у него точного определения. Даже сами участники игр не могут подобрать подходящий термин потому, наверное, что для них это нечто больше, чем увлечение. После серьезного замешательства Алина все-таки смогла вывести термин, наиболее точно отражающий суть явления: "Театр импровизации, где направляющей силой выступает ситуация, а силой оживляющей - естественные эмоции игроков".