Анализ преступлений за 2024 год свидетельствует о сохранении негативной тенденции совершения дистанционных краж и мошенничеств, совершённых на территории нашего города. Сумма причинённого материального ущерба в указанный период возросла с 224 миллионов рублей до 360 миллионов рублей.
Подразделения УМВД России по Магнитогорску регулярно проводят профилактические мероприятия и информируют граждан об основных схемах отъёма денег, которыми пользуются мошенники. Однако на удочку преступников попадаются даже те, кто слышал об опасности финансового взаимодействия с незнакомцами в Интернете и по телефону. В целях снижения количества дистанционных краж специалисты составили список самых распространённых методов, которые используют мошенники для обмана граждан. Внимательно изучите их и предупредите близких людей.
Перевод на «безопасный счёт»
На телефон гражданина звонят неизвестные, представляясь сотрудниками банка либо сотрудниками правоохранительных органов, сообщают о том, что с его банковскими счетами происходят странные операции, и предлагают «спастись» от мошенников: убеждают жертву в необходимости обезопасить свои деньги, пока их не перевели себе на счета другие. Также могут сообщить о том, что неизвестный человек, находясь в другом городе, используя доверенность, от имени потерпевшего оформляет кредит, и, чтобы его опередить, необходимо самостоятельно оформить кредит, и этими деньгами перекрыть кредит, оформленный мошенником. Потерпевшие оформляют на себя многотысячные кредиты, после чего вместе со своими сбережениями переводят на банковские счета злоумышленников.
Профилактика
Безопасные счета – это выдумка мошенников. Необходимо прекратить разговор и перезвонить в банк самостоятельно для уточнения информации. Нельзя сообщать никому коды, поступающие на телефон. Для обеспечения безопасности счёта клиента сотрудники банка имеют полный объём информации.
Взлом «Госуслуг»
Мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудниками мобильного оператора, и сообщают о необходимости продления срока договора по используемому мобильному номеру дистанционно, либо, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда, сообщают о необходимости решения различных вопросов, используя смс-сообщения, поступающие на телефон. С помощью данных кодов мошенники взламывают личный кабинет портала «Госуслуг» и оформляют займы в микрофинансовых организациях, совершают иные противоправные действия. Также взлом личного кабинета портала «Госуслуг» может быть сопряжён со звонком мнимого сотрудника банка, правоохранительных органов, портала «Госуслуг» либо бесконтактно, когда мошенники используют «слитые» в Интернет логины и пароли от почтовых ящиков граждан.
Профилактика
Сотрудники портала «Госуслуг», мобильных операторов, коммерческих организаций и правоохранительных органов в ходе телефонного разговора никогда не спрашивают какие-либо коды – это явный признак общения с мошенниками.
Родственник попал в ДТП
Мошенники звонят на стационарные телефоны, как правило, в дневное и вечернее время, и сообщают о том, что «дочь, сын, зять, внук иной родственник» стали виновником ДТП, и для разрешения ситуации требуются денежные средства, которые нужно срочно передать курьеру. С момента звонка до прихода курьера потерпевшего держат на связи по телефону, не дают положить трубку, продолжая разговор. При этом звонки поступают, как правило, на телефоны пожилых людей. Мошенники торопят с выплатой денег через курьера. Как правило, жертвы отдают деньги, а только потом перезванивают родственникам.
Профилактика
Самое главное – обязательно дозвониться до родственников, а не торопиться отдавать деньги! Об этой схеме обмана необходимо сообщить пожилым родственникам, проводить с ними профилактическую работу.
Покупки через сайты
Мошенник размещает объявление о продаже товара или услуг на сайтах «Авито», «Юла», «БлаБлаКар» и других. В ходе переписки с покупателем присылает ссылку для оплаты товара (услуги) на один из мессенджеров, и потерпевший, переходя по ней, попадает на сайт-двойник. Не подозревая об этом, потерпевшие вводят банковские реквизиты, и вся информация поступает мошенникам. В дальнейшем данные реквизиты используются мошенниками при хищении денежных средств со счетов граждан. В другом случае потерпевший, обращаясь по объявлению, самостоятельно переводил денежные средства, не получая свой товар.
Профилактика
При покупке товара через вышеуказанные сайты, необходимо внимательно следить, чтобы переписка осуществлялась именно на официальных интернет-страницах, а не через вотсап, вайбер и другие мессенджеры.
Взлом страницы в соцетях
Мошенники взламывают страницы в социальных сетях и обращаются к друзьям жертвы с просьбой о переводе денежных средств, сообщая о том, что ребёнок попал в ДТП и нужна финансовая помощь на восстановление здоровья. Не задумываясь, потерпевшие переводят денежные средства, а через несколько дней перезванивают знакомым и уточняют информацию. В ходе разговора выясняется, что страничка взломана и никакая финансовая помощь не нужна.
Профилактика
Прежде чем переводить денежные средства, обязательно свяжитесь с тем, кому они предназначены.
Компенсация за БАДы
Мошенники звонят потерпевшим и рассказывают о денежной компенсации за ранее приобретённые биологически-активные добавки, которыми покупатели были не удовлетворены. Преступники убеждают покупателей БАДов, что те стали жертвами мошенников, но теперь недобросовестные продавцы задержаны сотрудниками полиции, их счета арестованы, и для того, чтобы получить компенсацию, нужно перевести денежные средства за страховку и оплатить другие издержки. После перевода денег жертвы мошенников никакие компенсации не получают. Данные преступления имеют длительный характер, и мошенники ведут общение с потерпевшими в течение нескольких дней, недель, месяцев. Жертвами мошенников являются, как правило, пожилые люди и лица пенсионного возраста.
Профилактика
Компенсации за ранее приобретённые товары не существует. Данную информацию необходимо доводить до своих пожилых родственников.
Инвестиционные платформы
Потерпевшие в социальных сетях находят объявления о выгодном вложении денежных средств в акции различных компаний. Мошенники убеждают жертву приобрести инвестиционный портфель, а после получения денежных средств, как правило, уже не выходят на связь, а потерпевшие не могут получить свои деньги обратно.
Профилактика
Для того, чтобы осуществлять инвестиции, необходимо первоначально изучить фондовый рынок, детали вложения денежных средств и возможности их вывода. Не стоит доверять всем, кто представляется финансовыми консультантами, и уж тем более вкладывать свои деньги в предложенные неизвестными проекты.
Рабочие чаты
Злоумышленники звонят и пишут в мессенджерах пользователям под видом их руководителей. Для этого они создают реалистичные профили руководителей рабочего коллектива либо используют взломанные аккаунты. Мошенники сообщают будущим жертвам о каких-то проблемах, о том, что необходимо срочно для решения рабочих вопросов перевести денежные средства.
Профилактика
Рекомендовать использование служебных чатов только для решения рабочих вопросов, которые не связаны с финансами. Вопросы оплаты, денежных переводов и подобные необходимо решать при личной беседе.
Восстановление сим-карты
Злоумышленники восстанавливают сим-карты потерпевших, которыми те пользовались ранее, а теперь находящиеся в общем доступе у оператора связи для подключения новых абонентов. Используя различные боты, мошенники устанавливают принадлежность симок к личным кабинетам в коммерческих банках. В дальнейшем, при наличии такого подключения, используя коды, поступающие в смс-сообщениях, восстанавливают доступ к мобильному приложению банка и похищают денежные средства со счетов потерпевшего, а также оформляют кредитные обязательства от его имени.
Профилактика
В случае смены личного абонентского номера, а также в случае его передачи третьим лицам, отключать данный абонентский номер от личного кабинета банка, а также от аккаунтов других интернет-ресурсов. При наличии открытых счетов банков с нулевым балансом, фактически не используемых, принимать меры к закрытию данных счетов.