Справка «ММ»
Анатолий Андреевич Князев родился 31 января 1940 года в деревне Алексеевка Давлекановского района Башкирской АССР. В 1960 году окончил ПТУ № 13 Магнитогорска, получив специальность «подручный сталевара». Работал в мартеновском цехе № 3 ММК. В 1962-м призван в армию, служил на Байконуре. Вернулся в цех, начал учиться в МГМИ, по окончании двух курсов поступил на заочное отделение Челябинского училища культуры на специальность «руководитель фото- и киностудии».
В 1973–2000 годах Анатолий Князев – инженер фотолаборатории отдела научно-технической информации ММК, ответственный за регулярную поставку фотоинформации о деятельности магнитогорских металлургов на ВДНХ СССР, во Всесоюзный институт «Черметинформация», журнал «Металлург», отраслевой музей Минчермета. Сотрудничал с местными и центральными СМИ. Автор пяти персональных выставок, победитель и призёр республиканских, всесоюзных, международных конкурсов и фотовыставок. Руководитель фотоклуба «Металлург» при газете «Магнитогорский металл». Иллюстратор книг, буклетов о комбинате и Магнитогорске. В 1985 году Князев стал председателем Челябинского областного отделения СЖ СССР.
Анатолий Князев награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», бронзовой медалью ВДНХ.
Многие из этих фото вы наверняка где-то видели. Например, сталевара со стаканом воды – можно рассмотреть каждую капельку пота на лице. Монумент «Тыл–Фронту» на фоне праздничного фейерверка – а рядом жених и невеста, благодаря чему можно осознать истинный масштаб скульптурной композиции. И тот же монумент – на заднем плане и всё же грандиозный, а перед ним – многотысячный сводный хор, славная традиция, которая ярко проявилась в 1970-м, в год столетия Ленина, и обрела второе дыхание в год 50-летия Магнитки. Эти снимки, можно сказать без преувеличения, облетели мир. О каждом их автор Анатолий Князев может рассказать удивительные истории.
Знаменитого сталевара, экспонировавшегося в нью-йоркском Таймс-сквере, срисовал уроженец Магнитки, художник Эдуард Аниконов – и вошёл в топ-50 молодых художников мира. Анатолий Князев делится и успехами, и непростыми моментами. Так, он с иронией говорит о том, что за этого же сталевара – фотопортрет Юрия Иванченко с 19-й печи третьего мартена – ему влетело по партийной линии: советские труженики не потеют, да и рукав вроде порванный… А между тем, Князев и сам начинал трудовую биографию в мартеновском цехе номер три, получив диплом подручного сталевара в 13-м ПТУ, так что не понаслышке знает, каково приходится «братьям по горячим делам». Анатолий Андреевич и с родным училищем сохранил связь. Фото «Первая плавка» – явственное тому подтверждение. Её автор – Макс Альперт, один из родоначальников советской серийной репортажной фотографии, Анатолий Князев ему ассистировал – и договорился о времени, когда парни из ПТУ № 13 пойдут с цветами на свою первую плавку. Так торжественный момент, к которому трепетно относится каждый будущий сталевар, остался в истории.
– То есть вы обеспечили Альперту рояль в кустах? – спрашиваю Анатолия Андреевича, а тот улыбается в ответ. Скольких фотографов и журналистов он сопровождал по комбинату! Я бы сказала, в качестве не только гида, но и ангела-хранителя.
– Приезжает делегация из газеты «Труд» – я должен всем десятерым обеспечить каски, проследить за соблюдением техники безопасности, показать в цехе наилучшие точки для съёмки…
Но, конечно же, главная его любовь – не ответственная организаторская работа, с которой справлялся блестяще, а фотоискусство. У промышленной фотографии свои законы. При этом складываются и клише – определённые ракурсы, в которых снимают тех же доменщиков: человек на фоне горячего металла. Князев всегда подходил к делу творчески: огромный ковш, сияние горячего металла, даже на чёрно-белых снимках кажущееся золотым, и сбоку – два крошечных металлурга. И – вспомним новобрачных у подножия монумента «Тыл–Фонту» – вырисовывается глобальность промышленного гиганта в целом и каждого его подразделения в частности.
Но и этим приёмом Анатолий Андреевич не злоупотребляет. Весь его путь в фотомастерстве – поиск нетривиальных решений.
– Видели ли вы раньше с такого ракурса конвертер ККЦ? Снимал лёжа, надо мной – 650 тонн: ковш весит 300 тонн и в нём 350 тонн металла.
Нельзя не восхищаться увлечённостью фотохудожника Князева. А как по-разному он показывает человека труда! Это и крохотные фигурки металлургов на фоне промышленных агрегатов и кипящего чугуна, и работник коксохима, на рассвете идущий с чайником в руках, и лица крупным планом, где чётко выделяется каждая чёрточка. Это потрясающий дар изобразить диалог одухотворённого человека-труженика и грандиозных механизмов, оживающих благодаря своим создателям. Это гармоничная картина, гимн человеку и человечеству. И, что немаловажно для внимательного зрителя, слепок эпохи. Среди примет времени, пожалуй, самая значимая – выражение лиц на фотопортретах. Снимок смазчицы обжимного цеха № 3 Анастасии Колмогоровой на демонстрации автор назвал «Замордованная социализмом» – такая на нём стоическая готовность к испытаниям и в то же время беспредельная усталость. Но разительным контрастом – лучезарно улыбающийся каменщик-огнеупорщик Иван Калитеня. К слову, Анатолий Князев стремился увековечить работников разных переделов, подразделений, цехов.
Князев реализовался в чёрно-белой фотографии, но ни в коем случае нельзя сказать, что он рисовал мир этими двумя красками. В его работах имеют значения нюансы, полутона, которые реалистично изображают и рыжие сполохи огня, и золото раскалённых слябов, и то, как светятся глаза рабочего после трудной, но продуктивной смены.
Прогресс идёт вперёд семимильными шагами. При желании каждый может снимать фото и видео. Но для того, чтобы запечатлеть мгновение так, чтобы его хотелось прожить снова и снова, нужен великий талант. И талант этот не только и не столько в умении обращаться с техникой, сколько в умении видеть. Сегодня искусство чёрно-белого фото переживает новый взлёт. Вопреки опасениям, цвету не удалось вытеснить монохром, способный передать игру света и подчеркнуть мельчайшие детали. Более того, современные индустриальные фотографы, прекрасно работающие с цветом, зачастую предпочитают создавать чёрно-белые промышленные пейзажи. И всё же превзойти мастеров, снимавших на плёночный «Зенит», не удаётся – в лучшем случае современные фотографы способны встать на их уровень.