Попасть в Израиль из Магнитогорска не проблема – авиакомпания «Азимут» ежедневно выполняет прямые рейсы по маршруту «Сочи–Тель-Авив» или «Минеральные воды–Тель-Авив». Самое сложное – найти рейсы до Сочи или Минвод из Челябинска или Уфы так, чтобы пересадку не пришлось ждать 18, а то и 20 часов. Но если успешно решить этот квест, выехав в обед из города, уже утром следующего дня вы приземлитесь в аэропорте имени Бен-Гуриона.
Дальше остаётся получить въездную визу в специальном зале (для обладателей биометрических паспортов, владельцам пятилетних «загранов» их выдают на отдельной стойке), отстоять очень длинную очередь на паспортный контроль и успешно его пройти. Судя по сообщениям в Сети, у некоторых с паспортным контролем могут возникнуть сложности – пока я стояла в очереди, дважды молодых девушек не пропустили в страну, отправив, видимо, на дополнительную беседу со службой безопасности.
У меня проблем не возникло – на не самом лучшем английском, как смогла, объяснила сотруднику паспортного контроля, что еду к сыну на выпускной, показала распечатку приглашения из школы. Так что вся процедура заняла около минуты. Если же вы решили ехать самостоятельно, то в обязательном порядке с собой нужно будет иметь обратные билеты в Россию и подтвержденную бронь отеля. А если в гости – желательно получить официальное приглашение от друзей или родственников, оформленное в МВД Израиля. Такие сложности связаны с беспрецедентными мерами безопасности – страна находится в состоянии постоянного военного конфликта, и точечные теракты происходят здесь практически ежедневно. С другой стороны, не прекращается поток нелегальных мигрантов, въезжающих по туристической визе и остающихся на заработки.
Июнь, июль и август считаются самыми жаркими месяцами в Израиле, но мне повезло. До нынешней поездки была в стране девять лет назад, в августе. Тогда, выйдя из Бен-Гуриона, подумала, что попала в финскую сауну. В этот раз на улице были вполне комфортные 28–30 градусов по Цельсию. Впрочем, по словам самих израильтян, в июне 2023 года погода оказалась необычно «прохладной». Сразу отмечу – так как главной целью поездки были выпускной сына и встреча с родственниками, получилась она не совсем туристической в привычном понимании этого слова. Без поездок по музеям и достопримечательностям. Главным экскурсоводом был сын, так что основными развлечениями стали торговые центры, пляжи, кафе и прогулки по Хайфе и Тель-Авиву.
Из аэропорта меня забирала двоюродная сестра, благо был выходной, а она живёт практически рядом с Тель-Авивом в Рамат-Гане. Поездка от Бен-Гуриона до школы на машине заняла около часа (из центра до севера страны) – хорошо, что не было пробок. Пока ехали, беседуя о родственниках и жизни в России, разглядывала проносящиеся мимо пейзажи и поражалась их красоте. Израиль не просто зелёная страна, это цветущий рай – практически рукотворный. Большую часть Израиля, 60 процентов территории, занимает пустыня Негев. Каменистые долины, пески и болота – такой была Земля обетованная ещё в начале XX века. Практически все леса, сейчас так радующие глаз путешественников, были высажены вручную, а сельское хозяйство расцвело благодаря энтузиазму поселенцев на когда-то безжизненной почве.
Маленькая страна, огромная изнутри – это про Израиль. Хай-тек производство и религиозные святыни, археологические раскопки и небоскрёбы, древнейшие города с тысячелетней историей и современные муниципалитеты, построенные в 90-е годы XX века, ортодоксальные города, где жизнь замирает с вечера пятницы до вечера субботы, и шумный Тель-Авив, в котором жизнь кипит круглые сутки семь дней в неделю. Три моря и озеро Кинерет, которое ещё называют Галилейским морем, пустыни, леса, горы и долины, около 400 заповедников и национальных парков. Среди израильтян популярен анекдот: у туристов спрашивают: «Чем планируете заняться в Израиле?» – «Хотим поездить, посмотреть страну» – «Хорошо, а после обеда?» На самом деле, чтобы узнать Израиль, погрузиться в историю этого удивительного государства, посетить все интересные места и достопримечательности, пожалуй, не хватит и целой жизни – здесь каждый день при желании можно открывать для себя что-то новое и неизведанное.
Взять, к примеру, школу, в которой учился сын. Она находится в мошаве (сельскохозяйственном поселении) Наhаляль на севере страны в Изреельской долине. Но «h» произносится не как русская «х», поэтому, чтобы не ошибиться, можно говорить просто Нааляль. Мошавы, в отличие от коллективных кибуцев, – кооперативные сельскохозяйственные поселения. Нааляль – это не просто маленькая деревня, это первый мошав Эрец-Исраэля, который недавно отметил своё столетие – он был основан репатриантами-сионистами второй и третьей алии – выходцами из Восточной Европы в 1921 году на территории, выделенной Еврейским национальным фондом. Мошав признан объектом культурного наследия Израиля. Ближайший крупный город – Хайфа – находится всего в 22 километрах. Тридцать минут на автобусе – и здравствуйте торговые центры, пляжи и прочие радости жизни. Поселенцы в основном занимаются животноводством и птицеводством, выращиванием цитрусов. Неподалёку расположены военная база с аэродромом и арабская деревня. А потому утро здесь обычно начинается с петушиных криков, мычания коров, рёва двигателей взлетающих самолётов и звуков мусульманской предрассветной молитвы.
Население мошава – более 1300 жителей. При этом здесь есть детский сад, община старожилов, начальная и средняя школы, секции плавания и велосипедистов (открылась в 2021 году), школы баскетболистов и футболистов команды Маккаби, центр сельского хозяйства и завод, международный институт менеджмента, два культурных центра, музей, небольшая винодельня. Заправка и магазин, в котором можно купить не только продукты, но и самые необходимые медикаменты. И плюс, разумеется, фермерские хозяйства. Самый, пожалуй, известный житель мошава Нааляль – Моше Даян. Впрочем, здесь родилось и выросло немало политических и культурных деятелей Израиля, например, писатель и журналист, классик израильской литературы Меир Шалев, ушедший из жизни в апреле 2023 года. Его бабушка была репатрианткой из России, и свою первую книгу, «Русский роман», он посвятил жизни российских евреев в Палестине начала ХХ века.
Средняя школа Нааляля – одна из 14 нерелигиозных школ (есть ещё четыре религиозные), куда подростков со всего мира принимают на программу Наале. Школе в этом году исполнилось 100 лет – она была основана в 1923 году для обучения женщин сельскохозяйственным работам. Всего в ней обучаются около 2000 детей с седьмого по двенадцатый класс. Что касается Наале, то это программа для старшеклассников, имеющих право на репатриацию в соответствии с Законом о возвращении. Она даёт возможность подросткам, успешно прошедшим тестирование, завершить в Израиле среднее образование (начиная с девятого класса) и получить аттестат зрелости. Участвуют в программе не только страны СНГ, приезжают дети из Европы, Южной и Северной Америки, Азии и даже Австралии. Например, у сына в параллели были ребята из США, Англии, Германии, Мексики и Японии.
В каждой школе – своё направление, в Нааляле сын учился по программе университета Технион Аниер. Для детей, приехавших по Наале, созданы все условия – они проживают в общежитии (пнимие), с ними всегда находятся воспитатели – мадрихи, для ребят организуют экскурсии по стране, в школах работают кружки и секции по интересам. Дети даже получают небольшую стипендию на мелкие расходы, в среднем 200 шекелей в месяц (в переводе на рубли – около пяти тысяч). Плюс со второго года обучения программа идёт исключительно на иврите, благодаря чему, несмотря на русскоязычную среду, к окончанию учёбы дети владеют им практически свободно.
Молодёжная деревня Нааляль – это целый комплекс, включающий общежития, столовую, здание школы, спортивные площадки, стадион и даже компьютерный клуб. В школе, точнее, в пнимие, я и жила первую неделю отпуска. Раз в год родители «наалешников» могут приехать в гости к детям и остановиться на неделю-две в молодёжной деревне на условиях полного пансиона. Комнаты в общежитии обычно рассчитаны на трёх учеников. В фойе на этажах ребята могут с комфортом отдохнуть, поиграть в настольные игры. На каждом этаже – кулеры, подключенные к системе водоснабжения, технические помещения с промышленными стиральной и сушильной машинами. И кухни – на случай, если дети захотят приготовить еду самостоятельно. Впрочем, они ограничиваются обычно дошираками, чипсами, газировкой, мороженым и бутербродами. А чтобы поесть нормально, ходят в столовую, работающую по системе «шведский стол». Меню не слишком разнообразное, но сбалансированное: горячее, овощные салаты, фрукты, на выбор кофе или чай, простая вода и вода с газом. По школьной территории свободно бегают петухи, гуляют уличные коты разных расцветок и размеров. Попадаются и более экзотические представители фауны – ко мне в комнату как-то заглянул гигантский таракан, которого пришлось загнать в угол и отпустить на свежий воздух – давить товарища нога не поднялась.
У Нааляля необычная планировка – он был построен по проекту архитектора Ричарда Кауфмана и представляет собой одну центральную улицу, пересечённую двумя концентрическими окружностями. До 1948 года в соответствии с данной концепцией была построена большая часть мошавов Израиля. Живут в Нааляле в частных домах, от маленьких одноэтажных до солидных особняков. Поселение постепенно расширяется, началась застройка внешнего контура. Жители страны – большие патриоты. И в Нааляле это очень заметно – практически каждый участок украшает национальный флаг Израиля.
Но, конечно, одним Наалялем поездка не ограничилась. Были ещё оперный театр в Тель-Авиве, Ноф-а-Галиль – еврейский Назарет, Наария, Крайот Кирьят-Моцкин, ультраортодоксальный Бейтар-Илит, Ашдод и даже поездка в поселение Кдумим, расположенное на спорных территориях в Самарии. Об этом – в следующих историях.
Продолжение следует.