Продолжение. Начало – 1 часть, 2 часть
Израиль – очень маленькая страна, в четыре раза меньше территории Челябинской области. Самая долгая поездка с севера до Эйлата займёт семь часов. Поэтому израильтяне очень мобильны. Нормально жить в одном городе, а работать в другом. Или поехать в центр страны, чтобы сделать покупки и позагорать на пляже. Незадолго до выпускного старший повёз меня в Тель-Авив. В программе было посещение торгового центра и поход в оперный театр.
Путь по меркам Израиля предстоял не самый близкий – около получаса на автобусе до Хайфы и оттуда чуть больше часа на поезде. На все виды транспорта используется единая карта-проездной – рав-кав. Они бывают как именные, со всякими фишками для школьников и студентов (например, молодёжный рав-кав автоматически удваивает положенную на него сумму), так и простыми – приобрести их, говорят, можно даже по российскому «заграну». Проверять это мне не пришлось, так как сестра предусмотрительно купила для меня проездной и закинула на него 200 шекелей.
Автобусы в Израиле классные, большие и вместительные, с кондиционерами, зарядками для гаджетов и вай-фаем. В них можно оплачивать проезд как рав-кавом, так и по куар-коду через приложение. Поезда тоже очень удобные, двухэтажные, со столиками на втором этаже и площадками для велосипедов в первом и последнем вагонах, также, разумеется, с зарядкой, но уже, правда, без Интернета. А ещё в них очень холодно. Да, здесь легко замёрзнуть и простыть даже в самую лютую жару. Кондиционеры работают везде, так что в автобусах и магазинах бывает прохладно, а в поезд лучше брать тёплую кофту.
Тель-Авив – один из самых больших и, безусловно, самый дорогой город Израиля. Вместе с древним Яффо он образует единую городскую агломерацию. В 1948 году, после образования государства, Тель-Авив был провозглашён временной столицей. И хотя после Войны за независимость столицу перенесли в Иерусалим, Тель-Авив по-прежнему является экономическим центром страны.
Тель-Авив – это классные пляжи, вытянувшиеся вдоль побережья, узенькие улицы в исторической части города и широкие проспекты, Белый город (районы в стиле баухаус) и небоскрёбы, парки, музеи... Но всей этой красоты увидеть не удалось, потому что мы вышли на станции «Азриэли» и сразу направились в торговый центр. Торгово-развлекательный молл «Азриэли» находится у основания одного из самых известных сооружений Тель-Авива – комплекса Азриэли. Это три небоскрёба, похожие на большие детали из набора кубиков – призму, цилиндр и параллелепипед. Собственно, сам торговый центр ничем не отличается от аналогичных ТЦ в больших российских городах. Разве что удивило количество посетителей в будний день – все столики на фудкортах, расположенных сразу на двух этажах торгового центра, были заняты. На третьем этаже есть выход на открытую площадку, с которой можно полюбоваться видами города.
Неподалёку от Азриэли в Тель-Авиве есть ещё один классный торгово-развлекательный комплекс (на иврите – каньон) «Дизенгоф», старейший в Израиле – его строительство началось в 1958 году. Молл получил имя в честь первого мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа. Сын называет «Дизенгоф-центр» торговым центром для гиков. В нём множество специализированных магазинчиков, посвящённых всевозможным хобби и увлечениям: комиксам, компьютерным и настольным играм, аниме. Что уж говорить – там есть и магазины для взрослых, и даже отдел для ценителей хентая – строго 18+. А ещё – трёхэтажный магазин музыкальных инструментов.
Но вернёмся в «Азриэли» – здесь купили сыну кожаный ремень (99 шекелей, около 2,5 тысячи рублей) и цепочку (200 шекелей) для выпускного. В «Азриэли» впервые попробовала очень вкусный горячий имбирный чай из «Аромы» – популярной сети израильской кофеен – если будете в Израиле, рекомендую туда заглянуть.
Из ТЦ пошли пешком до оперного театра через район Сарона. Когда-то Сарона была лютеранской колонией, её основали немецкие переселенцы в Османской Палестине в 1871 году. Сейчас на месте поселения высятся небоскрёбы делового квартала, а центр прогулочной зоны превратился в фудкорт «Сарона Маркет» – комплекс из кафе и кофеен, растянувшийся на целую улицу. Там перекусили в итальянском ресторанчике. Приветливая официантка предложила меню на иврите и английском, но, услышав наш разговор, сразу переключилась на русский. Салатик, два чая и бокал вина обошлись в 150 шекелей (примерно 3800 рублей). Но зато одна порция салата оказалась размером с четыре обычные. И хотя нам повезло попасть на «happy hour» с предложением 1+1, «халявную» порцию брать не стали – не осилили бы.
Тель-авивская опера находится в паре кварталов от каньона «Азриэли». Здание входит в комплекс центра сценических искусств, включающего оперу и камерный театр. Несмотря на статус «храма искусств», израильтяне и в опере не слишком заморачиваются с внешним видом. Увидела, конечно, среди зрителей и дам в вечерних платьях и на каблуках, но их можно было пересчитать по пальцам. А так публика была преимущественно в шортах, джинсах и сандалиях.
В эти дни как раз проходили премьерные показы оперы Верди «Трубадур» в постановке итальянского режиссера Даниэле Аббадо в сотрудничестве с Венской государственной оперой. В новом прочтении итальянской классики действие было перенесено из XV-го века в век XX, в Испанию времён гражданской войны между республиканцами и франкистами. Уже позже прочитала в Сети как разгромные, так и восторженные отзывы на премьеру. Я, к несчастью, не сильна в оперной музыке, а потому не смогу оценить ни мастерство солистов, ни уровень самой постановки. Зато впечатлил прекрасный зрительный зал с хорошей акустикой, ярусы балконов, удобные кресла, прекрасный обзор сцены. Стоит отметить, все израильские оперные постановки исполняются на языке оригинала с субтитрами на иврите и английском. Кино в Израиле, кроме детских мультфильмов, тоже показывают без дубляжа, в оригинальной озвучке с субтитрами на иврите и английском, а иногда и на русском языке. Саму оперу также слушала впервые, так что субтитры помогли. В первом отделении усиленно пыталась собрать воедино остатки школьной программы по английскому языку, чтобы понять, что происходит на сцене. Сын читал субтитры на иврите, но так они были на высоком литературном иврите, тоже понял не всё. В антракте сдалась, открыла либретто в Интернете, и второе отделение старалась не заснуть наслаждаться музыкой.
Вернулась в Нааляль уже поздно вечером на такси. Впереди был главный день, ради которого я, собственно, и приехала в Израиль – выпускной. Для участников программы Наале и их родителей школа организовала праздничный ужин в столовой, а затем на сцене под открытым небом состоялся большой концерт для всех выпускников 12-х классов, организованный учениками. Гостей собралось, наверное, больше тысячи: мамы, папы, братья, сестры, дедушки и бабушки и друзья вчерашних двенадцатиклассников. Всего выпускалось девять классов, в том числе два «наалешных». Завершилось торжество фейерверком. После праздника детей организованно на автобусах увезли на ночную дискотеку.
Кстати, аттестат об окончании школы – багрут – сын не получил до сих пор, хотя уже сдал все экзамены. Говорит, выдадут его только зимой. В Израиле для аттестата дети должны сдать определённое количество обязательных и дополнительных предметов. Математику, английский и профильные предметы в старших классах они изучают по уровням, так называемым единицам или ехидот. Очень условно эти «ехидот» можно сравнить с российскими школами с углублённым изучением отдельных дисциплин. Чем больше ехидот по предмету выбирает ученик, тем более сложная у него программа. И, соответственно, при успешной сдаче экзамена, он получает больше баллов в багрут. Причём дети учат не все предметы из школьной программы, как в России, а плюсом к нескольким обязательным выбирают пару профильных предметов и их уже изучают углублённо.
Аттестат выдают не сразу, так как 95 процентов выпускников после школы идут служить в армию. Не редки случаи, когда дети заваливают экзамены, и уже после службы, подготовившись и пересдав нужные предметы, получают аттестат. А для поступления в вуз до армии нужен не аттестат, а результат психометрии – сложного вступительного экзамена на проверку мышления, включающего вопросы из разных областей знаний. Ещё одна особенность израильского образования – учителя никогда не говорят оценки ребят при всём классе. И когда раздают проверочные работы с оценками, кладут их лицевой стороной вниз, чтобы никто не увидел результаты одноклассника. Делается это для того, чтобы дети не сравнивали друг друга по уровню знаний.
Продолжение следует.