Продолжение. Начало – 1 часть, 2 часть, 3 часть
Хайфа – третий по величине город после Тель-Авива и Иерусалима и второй по величине морской порт Израиля. Считается северной столицей страны. Википедия сообщает, что самое первое поселение – Тель-Абу-Хуам на месте современной Хайфы существовало ещё в бронзовом веке. А гора Кармель, на склонах которой был построен город, упоминается в Библии.
Именно Хайфу очень часто выбирают местом для жизни наши бывшие соотечественники, уехавшие в страну по программе репатриации: работы много, а цены на аренду значительно ниже, чем в Тель-Авиве. Русскоязычное население составляет около половины жителей, поэтому Хайфу ещё называют «русской столицей» Израиля. Неудивительно, что на всех остановках общественного транспорта висят объявления «Требуются» на русском языке.
Главная достопримечательность Хайфы – Бахайские сады – террасы вокруг Храма Баба на горе Кармель. Бахайские сады – одно из святых мест последователей самой молодой мировой религии – бахаизма. В Хайфе находится её главный административный и духовный центр. К сожалению, побывать в этом красивейшем месте не получилось, всё что есть – старые фото за 2015 год, когда ездила туда с экскурсией.
В Хайфе познакомилась с ещё одним видом транспорта – метронитом. Это большие скоростные автобусы, которые едут по выделенной полосе. В нём также есть бесплатный вай-фай, так что без связи здесь не останешься. Для туристов актуально, потому что покупать сим-карту на две недели в Израиле не имеет смысла.
За время отпуска посещала Хайфу несколько раз, не столько даже сам город, сколько автобусную и железнодорожную станции. Впрочем, в один из дней сын любезно согласился организовать полноценную прогулку по Хайфе, совмещённую с непременным посещением магазинов. По плану после выпускного вечера нужно было навестить всех родственников в стране. Но как в гости и без подарков? Так как лоукостер разрешает провозить в ручной клади не более пяти килограммов, а цена багажа – ещё плюс 13–15 тысяч к стоимости билета, подарки решено было приобретать на месте. Дядюшек хотела порадовать кошерным вином, за которым сын повёз меня в крупнейший в Хайфе алкогольный магазин «Эрмитаж».
Дабы разбавить повествование полезной информацией, несколько слов о кашруте – правилах иудаизма, касающихся еды. Кашрут соблюдают не только религиозные, но нередко и светские израильтяне – их называют «традиционными людьми» или масорти. Также существует закон о соблюдении кашрута в государственных учреждениях. Хотя многие светские жители Израиля едят и свинину, и креветки, и прочие запрещённые Торой продукты. Соблюдать кашрут очень сложно, если вы не были приучены к этому с детства. «Не вари козлёнка в молоке матери его», то есть запрет на смешение мясного и молочного – это только вершина айсберга. Все продукты в кашруте делятся на молочные, мясные и парве – рыбу, яйца, крупы, фрукты и овощи. Мясное и молочное нельзя совмещать в одном приёме пищи. Более того, после мясного молочное разрешается есть не раньше, чем через шесть часов. После молочного мясо – через час–полтора. Нельзя смешивать молоко и мясо буквально – отдельные полки в холодильнике, раздельные раковины на кухне, два комплекта посуды. Если религиозный израильтянин случайно перепутает и положит, к примеру, творог на тарелку для мяса, посуду нужно прокипятить. Если мясо на тарелку для молочного – только выкинуть. Мясо тоже разрешено не всё, а только имеющее подтверждение кошерности: от копытных животных или домашней птицы, не содержащее ни капли крови. Забоем скота и птицы имеет право заниматься только специально обученный человек – шойхет. В кашруте полный запрет на кровь, проверяют не только мясо, но и яйца. Под запретом все морепродукты, а также рыба без чешуи и плавников. В общем, быть иудеем непросто. Ещё сложнее вести ресторанный бизнес в Израиле, ведь помимо соблюдения всех правил кошерности есть запрет на работу в шаббат. Тем не менее, кошерных заведений в стране гораздо больше, чем некошерных, работающих по субботам. И даже популярные сети фастфуда, к примеру, Макдональдс, справляются с религиозными требованиями – в стране есть как кошерные рестораны сети с голубой вывеской, так и обычные.
Итак, мы отправились в Хайфу, за кошерным вином. Думаю, масштабы «Эрмитажа» (18+) впечатлили бы любого жителя российской провинции – три огромных зала с алкоголем на любой вкус, цвет и кошелёк плюс сигарная комната и стойка для дегустаций. Я выбрала две бутылки красного полусладкого по 75 шекелей, сын – уже взрослый совершеннолетний мальчик – купил себе виски 12-летней выдержки (цену не помню, что-то около 135 шекелей).
Но не шоппингом единым, как говорится, так что после магазина сын повёл меня на прогулку на пляж Хоф Кармель, как гласят путеводители – самый тусовочный пляж Хайфы. В принципе, все городские пляжи в Израиле «оснащены» примерно одинаково: тенты и навесы со скамейками, кабинки для переодевания, души, закрытые туалеты с душевыми и посты спасателей, много-много постов спасателей практически через каждые 300–400 метров. Но на Хоф Кармель, довольно протяжённом пляже, были ещё площадки для воркаута, бассейн для малышей, на набережной – сцена с амфитеатром. Единственное, что мне не понравилось – это глубина моря, точнее, её отсутствие. Такая беда на многих пляжах Израиля – можно долго и печально идти к линии горизонта, а водички будет все также где-то по пояс. И не факт, что до заветной глубины получится добраться – спасатели зорко следят за тем, чтобы отдыхающие не заходили слишком далеко в море. К самым «целеустремлённым» подплывают на лодках и разворачивают в сторону пляжа.
Поход на Хоф Кармель получился спонтанным, так что с собой не было ни полотенца, ни купальных принадлежностей. Но сын, тем не менее, решил искупаться, и очень вовремя. Буквально минут через десять после того, как он вышел из воды, спасатели попросили сделать то же самое всех отдыхающих. Рабочий день заканчивался, а без их присмотра купаться на пляже запрещено.
Кроме Хайфы за время отпуска побывала в Крайотах – городах-спутниках Хайфы. Это Кирьят-Ата, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин и Кирьят-Ям, образующие единую агломерацию. Границы между городами практически незаметны, буквально одна сторона улицы – Кирьят-Бялик – другая уже Кирьят-Моцкин. Здесь встретилась с приятелем из Питера, сменившим Северную столицу России на жаркий Израиль в ноябре прошлого года. Узнав, что в отпуск собираюсь на Землю обетованную, он просил привезти из России лекарства для жены (в Израиле без рецепта можно купить очень ограниченный набор медикаментов).
Встретились с ним возле «Кирьона» – большого торгового центра, расположенного у дороги Акко–Хайфа. Посидели в «Ароме», потом отправились на прогулку по маршруту Кирьят Бялик – Кирьят Моцкин. Приятель щедро делился впечатлениями нового репатрианта. Если сложить рассказ воедино, получалось, что Израиль – это прекрасная и ужасная страна одновременно. Главный плюс – здесь тепло и душевно. К минусам отнёс очень невоспитанную молодёжь, которая его неимоверно раздражает. И «лайтовое» отношение израильтян к своим трудовым обязанностям, из-за которого ему, к примеру, дали неправильный номер счёта в банке.
Прошли по аллее Шимона Переса – прогулочной зоне с эвкалиптовой аллеей, велодорожкой, детскими и спортивными площадками. Приятель рассказывал, что раньше в этих местах были малярийные болота. Восхищались сионистами первых волн эмиграции, создавшими прекрасную цветущую страну на месте безжизненной пустыни. Правда, он сразу уточнил, что современные израильтяне вряд ли бы смогли повторить этот подвиг.
В Крайотах очень много парков и пешеходных зон с памятниками и арт-объектами, необычные скульптуры украшают и все круговые перекрёстки – кикары. А учитывая, что в Израиле в принципе на большинстве перекрёстков организовано именно круговое движение, можете представить, какое количество малых архитектурных форм можно увидеть в этой стране.
Но как представить себе отпуск в Израиле без моря? У меня почти получилось – искупаться удалось только один раз. И то благодаря заботам младшего сына. Выходные его «приёмная» семья обычно проводит в поездках по стране, вот и решили взять меня за компанию на пляж в Наарию. Наария – небольшой город на севере страны в 34 километрах от Хайфы с очень большим процентом русскоязычного населения. В городе два небольших пляжа, на один из них мы и отправились.
Если израильятне выбираются с семьёй на море, то делают это основательно. Обязательно нужно взять сумки с едой, столы и стулья, тенты – отдыхать так отдыхать. Несмотря на раннее утро, долго искали парковку – в Израиле очень много машин и очень мало места.
Что удивило: повсюду звучала русская речь. Компания неподалёку распевала «Осень, в небе жгут корабли…», из колонки в паре метров от нас гремел «Лондон – Париж». В этот день были сильные волны, от которых не помогали даже волнорезы, поэтому каждые двадцать минут из рубки спасателей раздавалось «Родители, следите за своими детьми!» на иврите и на русском.
Мне очень хотелось сделать красивые снимки моря, за которыми рискнула пойти на волнорез. Прогулка получилась впечатляющей: бескрайняя синяя гладь до горизонта, вырастающие из неё «барашки» волн, кажущиеся такими маленькими вначале и становящиеся огромными, когда они доходят до волнореза и разбиваются о камни. Когда вернулась со своей «фотоохоты», Анастасия встречала со смехом: «Ты не слышала, как спасатели кричали: «Маруся, уйди с волнореза!»
Очень понравилось море идеальной температуры – как в тёплом бассейне, и глубина здесь начиналась уже метрах в трёх от берега, так что можно было именно плавать, а не ходить по мелководью. И хотя итогом этой поездки стали не только красивые фотографии и видео, но и сгоревшие нос и плечи – не помог даже солнцезащитный крем, всё равно я осталась очень довольна.
Продолжение следует.