В конце июля магнитогорская альпинистка исполнила свою мечту подняться на Эльбрус – самую высокую вершину России и Европы, причём ей покорились обе вершины – Западная и Восточная. «ММ» рассказывал об этом в материале «Весь мир на ладони». Но те, в чьём сердце живут горы, едва вернувшись с небес на землю, загораются новой мечтой. Для Александры Деревсковой ею стала крыша Африки – Килиманджаро. И в первый день 2024 года она отправилась в Танзанию, а вскоре после возвращения поделилась впечатлениями.
– Я везла вам африканское тепло, но дома такие морозы, – улыбается она, приехав в редакцию «ММ» в минус 25.
– А можно обнять человека, который был на Килиманджаро? – неожиданно для себя спрашиваю я. Для меня, равнинного жителя, это примерно как с Марса прилететь. Удивительно, когда до легенды Африки – одно рукопожатие. И, конечно же, любопытствую:
– Какое восхождение было труднее – на Эльбрус или на Килиманджаро?
– Считается, что Эльбрус труднее, но мне это незаметно, я так устала! – признаётся Саша и смотрит счастливыми глазами. Сейчас мыслями она там, на вершине.
Стратовулкан Килиманджаро – самая высокая отдельно стоящая гора в мире – признан памятником ЮНЕСКО. Название горы берёт начало из языка суахили и предположительно означает «гора, которая сверкает». Всего у стратовулкана Килиманджаро три вершины: Шира, 3962 метра над уровнем моря, Мавензи, 5149 метров, и высочайшая точка жёлтого континента – Кибо, вершину которой венчает пик Ухуру – 5895 метров. Интересный факт: вершина Килиманджаро находится дальше от центра Земли, чем вершина Эвереста.
Знаменитые снега Килиманджаро увидеть не так просто – гора чаще всего скрыта туманом. К слову, Сашиной группе повезло: им удалось насладиться видом с вершины, сутки спустя был сильный туман, и с вершины не было видно ничего, кроме серой мглы.
– Гора, которая заставила меня усомниться во всех моих знаниях гор, высоты, распределения зон низкого и высокого давления на планете и восприятия высоты на разных широтах, – говорит Александра Деревскова. – Есть закон: чем ближе гора к экватору, тем легче переносится высота, а значит, тем легче восхождения. Но Кили на то и выдающая вершина, чтобы заставить нас себя уважать.
Секрет успеха в альпинизме – серьёзная подготовка под руководством профессионалов. И, добавим, целеустремлённость. Постоянный наставник Александры Деревсковой, челябинец Илья Сидельников, ещё до Эльбруса поставил перед ней цель: после – на Килиманджаро! В Африке группу из трёх альпинистов, в которую, кроме Саши, входили двое мужчин, москвич и екатеринбуржец, вела гид Алина Гиниятуллина. На Эльбрусе Алина проводит гораздо больше времени, чем в родной Уфе, – она не только водит альпгруппы, но и работает инструктором по сноуборду. Не случайно её лицо показалось Саше знакомым: они не раз видели друг друга на маршрутах.
Участники группы встретились в аэропорту Килиманджаро в Танзании, куда, кроме альпинистов, прибывают туристы на сафари. У Александры путь из Магнитки, если считать стыковку рейсов в Москве и столице Катара Дохе, занял около суток.
Фотоаппарат, конечно же, она с собой не взяла: в горах просчитывают каждый грамм. Все снимки сделаны на мобильный телефон – во время восхождения его пришлось держать подмышкой, чтобы не замёрз. И хотя фото получились выразительные, главное – то, что остаётся в памяти, то, чего не передать словами.
«Маршрут начинается на высоте 1800 метров над уровнем моря, – вспоминает она. – Первый день – идём через тропический дождевой лес, тропики, нас сопровождают обезьяны и проливной дождь, задача – набрать первые 1000 метров высоты. Второй день – и снова 1000 метров, ландшафт меняется, выходим из леса в зону вересковых болот и лугов. Дождь и туман.
Странные реликтовые растения напоминают, что мы в другом мире – в Африке. И ещё следы пожара: человек может разрушить всё. Третий день – акклиматизация из базового лагеря, которую игнорируют многие иностранцы, предпочитающие альпийский стиль восхождения, но только не русские группы, строго следующие правилу «ходи выше, спи ниже».
На высоте 4100 сделали зарядку – отжимания, приседания, бег на месте. Ух, простые упражнения, а дыхание сбилось! Как быстро летит время, вот уже и четвёртый день – самый сложный, тот, ради которого были несколько месяцев подготовки. Переход в штурмовой лагерь – ещё плюс 1000 метров, проходим зону пустоши. Навстречу попадаются ребята, которые пропустили день акклиматизации. Кто-то с серым лицом идёт сам, кого-то очень бледного эвакуируют на носилках. Общее одно – все они остались без вершины. Вот оно – главное доказательство важности таких скучных, но таких важных радиальных выходов.
Штурмовой лагерь на высоте 4700. Дневной отдых, подъём в 10 вечера, перекус и последние сборы. Чек экипировки: три слоя низ, три слоя верх (термо, флис и мембрана), пухан и варежки-верхонки в рюкзак, в фонарь заряжаем свежие батарейки, аптечка групповая и личная, энергетические гели и термос сладкого чая. Кофе? Я его обожаю, – говорит Александра, – но верю знающим людям: в горах лучше от него отказаться. По моим наблюдениям, иностранцы пьют кофе, и помногу, а российские группы – только чай и какао.
Выход на штурм в 23.00. Другие группы ждут до полуночи. Следующий день показал, какое верное решение с выходом мы приняли. Итак, восемь часов на штурм вершины: два часа по сыпухе, переход через 5000 метров и наконец – как у старика Хэмингуэя – снега Килиманджаро. Это арктическая зона, здесь местность покрыта льдом, снегом и камнями, а флора и фауна отсутствуют. Три часа на курумник – и подъём на кальдеру (котловину вулканического происхождения).
На часах было около трёх утра, когда мы выключили фонарики, прижались спинами к скалам Килиманджаро и дали себе 10 минут постоять, онемев от красоты. Космос больше не над головой, он перед нами.
Яркие звёзды складываются в незнакомые созвездия Южного полушария. Месяц лежит блюдечком, где-то внизу облака, а ещё ниже, где-то очень далеко, под облаками – огни ночного Моши. Надо идти дальше. Это были самые сложные, самые холодные предрассветные часы. Подъём на кальдеру означает, что до вершины каких-то 200 метров по вертикали, но два часа ходу – вершина относительно нашего положения на другом конце огромного кратера 2,4 километра в ширину и 3,6 километра в длину.
Рассвет встретили на подходе к вершине. Солнце всходило у нас из-за спины, осветив мир вокруг. Хотелось бежать к вершине, но ноги отказывались идти. «Поле-поле» (медленно-медленно), – повторял гид-танзаниец. Но сердце было уже там, у стелы, о которой мы все так мечтали. И вот 6.40 утра 8 января, вершина. Крики и слёзы радости, желание запомнить каждую деталь этого лучшего в мире вида – вида на нашу планету с высоты 5895 метров. И, конечно, спуск, ведь всем известно, что вершина – это только 50 процентов пути. Три часа спустя мы были в штурмовом лагере, когда лагерь накрыл ливень, переходящий в мокрый снег. А значит, что ребята, вышедшие на штурм на час позже, вернулись в лагерь, промокнув до нитки.
Передохнув час, собираемся и идём дальше вниз, до базового лагеря. Так заканчивается этот самый длинный день в жизни, за время которого мы набрали и сбросили 2200 метров высоты. Что мы поняли – готовься к любой горе, как к самой сложной в своей жизни, и скажешь себе спасибо, когда сможешь, стоя на вершине, по-настоящему насладиться моментом. Не пропускай акклиматизацию никогда. Найди лучшую в мире команду единомышленников, которые будут, порой и из последних сил, подбадривать тебя. Спасибо, Кили, за неоценимый опыт. Ты прекрасна!»
Итак, снова Магнитогорск, «кабинетная» – но интересная и любимая работа. Но чем же занимается на равнине старший менеджер группы по развитию бизнес-планирования управления экономики ПАО «ММК» Александра Игоревна во внерабочее время? Заражает друзей и коллег любовью к горам. Всё ширится круг единомышленников, которые вместе с Сашей занимаются бегом, понемногу обзаводятся «снарягой», участвуют в спортивных фестивалях, покоряя пересечённую местность: ММК Wild Fest (0+) на озере Банном, Zuratkul Fest (0+) в нацпарке «Зюраткуль», Malidak (0+) под Белорецком…
А сколько на Урале вершин с непростым характером! Вспомним: чем дальше от экватора, тем труднее даётся движение вверх. Дальняя дорога начинается с первого шага за дверь, а путь в альпинизм может начаться с поездки на Банное или в Абзаково. Было бы желание расширить границы привычного мира.
Планы на лето – тренировки в альплагере Кязи в Ингушетии, которые позволят обладательнице знака «Альпинист России» Александре Деревсковой получить третий разряд по альпинизму. И, конечно же, каждую сбывшуюся мечту сменяет новая.