О том, когда родителям следует обращаться к врачу, и о современных методах коррекции нарушений рефракции глаза рассказала офтальмолог многопрофильного стационара центра охраны материнства и детства Ксения Яковенко.
У кабинета специалиста в преддверии нового учебного года обычно многолюдно. Родители спешат проверить у детей зрение, и это не простая формальность. Необходимо знать, насколько ребёнок готов к повышенным зрительным нагрузкам. Ляйсан Таипова привела девятилетнюю дочь Дарину на очередной профилактический осмотр. У окулиста девочка наблюдается в течение последнего года.
– У Дарины астигматизм сложной степени, – рассказала мама девочки. – И нам необходимо постоянно следить за развитием ситуации, проходить необходимое лечение, чтобы не допустить осложнений. Ксения Евгеньевна – потрясающий специалист, грамотный и чуткий. Она всегда назначает адекватное лечение и даёт ценные рекомендации.
Сама доктор утверждает: регулярные профосмотры у офтальмолога – залог отсутствия проблем со зрением в будущем. Дети должны наблюдаться у специалиста раз в год, при показаниях – чаще.
Нарушений рефракции глаза может быть два: гиперметропия – это «плюсовое» зрение – и миопия – это зрение со знаком «минус».
Изначально все дети рождаются с дальнозоркостью, своего рода запасом на рост глаза +3,0 – +4,0, в норме этот плюс к шести-семи годам превращается в ноль, и дети начинают видеть стопроцентно. Но есть среди них те, у кого этот запас патологически высокий, и такое состояние необходимо корректировать. Сами дети на зрение при этом не жалуются, потому как успевают адаптироваться к этой особенности. Гиперметропия поддаётся исправлению, специалисты стимулируют глаз к росту с помощью очковой коррекции. Начинать её врачи советуют в раннем дошкольном возрасте, ведь в семь-восемь лет многие врождённые патологии уже не исправить.
– Самому маленькому пациенту, которому мы прописали очки, было 8 месяцев, у него в диагнозе очень сильный плюс – семь с половиной диоптрий, – рассказала Ксения Яковенко. – Сейчас ребёнку около трёх лет, и у него уже на полторы диоптрии меньше. Важно не забывать, что любая патология тянет за собой другие – если вовремя не выявить дальнозоркость, может начаться содружественное косоглазие.
– Юные пациенты с миопией, близорукостью, тоже могут не жаловаться родителям на зрение, пока показатели его остроты не достигнут минус две-три диоптрии и это не начнёт сказываться на качестве жизни, – продолжает рассказ доктор. – Причина банальна: дети боятся, что им пропишут очки. Сразу отмечу: делать этого не стоит, это раньше у всех они были одинаковые, довольно грубые, их стеснялись. Сейчас огромный выбор оправ, у некоторых детей очков по две-три пары, они стали стильным аксессуаром, одновременно выполняя свою основную функцию – коррекцию зрения.
Корректировать зрение при миопии нужно обязательно. Если ребёнок с большим минусом не носит очков, это для него просто опасно – он может не сразу заметить машину, неправильно оценить скорость её движения, такие дети в целом плохо ориентируются в пространстве. Очки следует подбирать тщательно, зрение в них должно быть максимально хорошим –
100–120 процентов.
– Родители должны понимать, что с помощью очков доктор не может затормозить ухудшение зрения. Миопия – это патологический рост глаза в длину. Растёт ребёнок, растёт глаз, и, соответственно, зрение становится хуже. Но существуют современные методы контроля прогрессирования близорукости, о которых, к сожалению, многие даже не знают. Первый из них – ортокератологические линзы для ночного ношения. Они временно изменяют форму роговицы, делая её центральную часть более плоской. Во время сна линзы словно заряжают глаз, в течение следующего дня пациент видит всё на сто процентов уже без них.
Ещё одно приспособление – очки с линзами Stellest. Они используют технологию более тысячи линз, распределённых по одиннадцати кольцевым зонам. Контроль прогрессирования миопии осуществляется за счёт создания периферического дефокуса на сетчатке. И третий способ коррекции близорукости – мягкие контактные дефокусные линзы, принцип действия которых аналогичен принципу работы описанных выше очковых линз.
Использовать эти методы специалисты особенно советуют в подростковом возрасте, когда ребёнок с миопией начинает стремительно расти и так же быстро ухудшается зрение. Но надо помнить, что эти способы лишь притормаживают процесс, но не останавливают полностью, обманывать природу человек пока не научился.
– В школьном возрасте я сама носила очки, у меня было зрение минус шесть с половиной, стеснялась этого жутко, – призналась Ксения Яковенко. – И, кстати, выбор профессии с этим фактом частично связан – очень хотелось помогать людям, которые имеют те же проблемы, что и я. Могу сказать всем пациентам с миопией, что это не приговор. Три года назад я сделала себе лазерную коррекцию зрения, сейчас вижу на сто процентов. Рассказываю об этом подросткам, так как они активно этим интересуются. Правда, всегда отмечаю, что лазерная коррекция зрения показана не всем, есть физиологические особенности, при которых выполнить такую операцию невозможно. Конечно, в любом случае необходима консультация специалиста.
Выявить проблемы со зрением в самом маленьком возрасте специалистам позволяют современные методы диагностики. Офтальмологи многопрофильного стационара располагают современным оборудованием, с помощью которого пациентам не только могут проверить зрение, но и помочь в экстренных ситуациях, в том числе убрать инородные тела, попавшие в глаз. В условиях операционной проводятся необходимые хирургические вмешательства. Есть в распоряжении докторов авторефрактометр и оптический когерентный томограф с ретинальной камерой, которая предназначена для работы с недоношенными детьми.
В последние десятилетия во всём мире наблюдается значительный рост детей с нарушениями зрения, в классах сегодня в разы больше школьников в очках, чем 20–30 лет назад.
Основные причины развития такой тенденции – длительное использование гаджетов, недостаток естественного света и генетика.
Профилактика нарушений зрения проста и эффективна одновременно – это прогулки на свежем воздухе по два часа в день как минимум, полноценное питание, нормализация зрительной нагрузки и регулярное посещение специалистов, даже если для этого нет видимых поводов.