Чаще всего для обмана потенциальной жертвы преступники используют либо sms-сообщения, либо звонки по телефону. По данным управления МВД по Магнитогорску, только за 11 месяцев текущего года было зарегистрировано более 830 фактов мошенничества и более 290 краж с банковских счетов.
Способов обмана с каждым днём становится всё больше. Один из распространённых - мошенник звонит на телефон и представляется оператором мобильной связи, сотрудником банка и сообщает об ошибочно подключенной услуге, для отключения которой нужно сообщить код активации, который во время разговора приходит на телефон. На самом деле, используя данный код, мошенник сможет списать с вашей карты деньги или получить доступ к системе интернет-банка. Ещё один распространённый вариант - поступает звонок с информацией: вашу карту взломали, для сохранности средств нужно немедленно сделать перевод на "безопасный" счёт, иначе вы всего лишитесь. Или приходит сообщение о блокировке карты с требованием перезвонить по указанному номеру телефона.
Мошенники могут представляться не только сотрудниками банков, но и различных государственных учреждений, в том числе социальной защиты, Пенсионного фонда, и под предлогом необходимости начисления денежных средств выманивают персональные данные владельца карты. Часто жертвами мошенников становятся продавцы, размещающие информацию о продаже товаров в открытом доступе. Позвонив по объявлению, мошенники узнают всю информацию о карте продавца для якобы "оплаты" на карту - на самом же деле используют эти сведения для кражи средств. Есть и такой вариант обмана - с поддельного номера приходит сообщение о том, что на ваш счёт была зачислена крупная сумма. Тут же раздаётся звонок - мол, деньги перевели по ошибке, верните на такой-то номер. Не спешите "возвращать" средства - для начала проверьте, а было ли поступление.
Мошенники активно пользуются приёмами психологического давления, подделывают даже сигналы автоответчика и системы ожидания ответа оператора, чтобы потенциальные жертвы поверили, что звонок поступил из официальной организации. Они могут скрывать номера телефонов, подделывая их под реальные номера банков
О правилах безопасности, которые необходимо соблюдать, чтобы не попасться на уловки злоумышленников и не стать жертвой телефонных мошенников, мы попросили рассказать старшего вице-президент Банка "КУБ" (АО) Александра Лазуткина:
- Как ни печально, в последнее время всё чаще случаются ситуации, когда держатели карт становятся жертвами мошенников. И какими бы надёжными ни были современные системы безопасности банков и платёжных систем, всё же многое зависит от действий самих пользователей карт.
- Александр Анатольевич, есть какие-то правила безопасного использования банковских карт? Что прежде всего нужно соблюдать, чтобы не попасться мошенникам?
- Основное правило - никогда и никому не сообщайте реквизиты своей банковской карты - это конфиденциальные персональные сведения, которые следует хранить в тайне. К ним относятся: PIN-код, код CVV2/CVC2, код 3D-Secure, логин или пароль от интернет-банкинга.
Расшифрую термины: PIN-код - это персональный номер, который позволяет получать доступ к своему карточному счёту через дистанционные устройства (например, банкомат). Код CVV2 или CVC2 - код безопасности карты платёжной системы Visa или Mastercard. Эти коды размещены на оборотной стороне карты (после последних четырёх цифр номера карты). Технология 3D-Secure предполагает однократную регистрацию карты на сайте банка и подтверждение каждой покупки в сети Интернет заданным вами кодом.
Будьте бдительны, предоставляя информацию о карте для совершения перевода или платежа. Помните, что для совершения перевода достаточно сообщить только номер карты или счёта. При оплате покупок в Интернете потребуется номер карты, срок её действия, имя владельца и CVV2/CVC2-код, код 3D-Secure. Если покупка совершается с чужого компьютера, после завершения всех операций убедитесь, что персональные данные и другая информация не сохранились. В остальных случаях перечисленную информацию следует хранить в тайне.
- Эти сведения никогда не будет запрашивать даже реальный сотрудник банка?
- Банк ни при каких условиях не вправе требовать от вас код или пароль идентификации. Сотрудникам банка эти данные не нужны, а вот мошенникам они откроют доступ к вашим сбережениям.
- А что же делать, если поступил звонок или sms от представителя банка, например, о несанкционированном списании средств с карты?
- В первую очередь, убедитесь, что это звонок с официального банковского номера. Он всегда указан на оборотной стороне карты или на официальном сайте банка. Если же вам поступил звонок с официального номера и есть подозрение, что вы разговариваете с мошенником, необходимо уточнить контактные данные сотрудника, немедленно положить трубку, вручную набрать номер банка и озвучить специалисту контакт-центра свою ситуацию. Напомним, что обратиться по телефону контакт-центра Кредит Урал Банка +7 (3519) 248 933 можно круглосуточно по всем вопросам, связанным с использованием и обслуживанием карты.
Также никогда не переходите по неизвестным ссылкам из sms-сообщений и не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка в сообщении кажется вам надёжной, а телефон знакомым, лучше не полениться и сверить адрес с доменным именем официального сайта организации, а номер проверить в официальных источниках. Банки осуществляют sms-рассылку с определённых номеров. Кредит Урал Банк направляет sms-сообщения только с номера CREDITURAL.
По всем вопросам обслуживания нужно обращаться только в банк, выдавший вам карту.
- Как Кредит Урал Банк защищает своих клиентов от мошенников?
- Мы со своей стороны делаем всё, чтобы проведение банковских операций было не только удобным, но и максимально безопасным. В системе дистанционного обслуживания "КУБ-Direct" действует четырёхфакторная аутентификация пользователя, мы используем современные технологии и постоянно совершенствуемся с учётом актуальных рисков и угроз. Но, несмотря на высокую степень защиты и уровень безопасности используемых систем, настоятельно рекомендуем клиентам соблюдать основные правила информационной безопасности: хранить в тайне платёжные реквизиты своей банковской карты, не выкладывать в сети Интернет данные карты и не выполнять никаких действий с картой, предлагаемых по телефону. Помните, безопасность ваших денежных средств - всегда в ваших руках!