Участникам было предложено написать материалы о своих педагогах, наставниках на производстве, спортивных тренерах – настоящий учитель с большой буквы есть в любой сфере деятельности. Награждение победителей, которые определялись генератором случайных чисел, состоится сегодня, в День учителя, в ТРК «Семейный парк».
Предлагаем вашему вниманию один из конкурсных материалов.
Плохих учеников не бывает
Поговорив минут пять с Людмилой Владимировной, где то на подсознательном уровне начал жалеть, что у меня не было такого учителя, как она. Хотя, конечно, 35 лет назад всё было лучше – и учителя и ученики, и трава – зеленее.
Директор школы № 14 без колебаний назвала фамилию учителя биологии, когда попросил разрешения подготовить зарисовку об одном человеке из многочисленного педагогического коллектива. Выбор действительно оказался превосходным. Людмила Владимировна Сычёва начинала учиться в 14-й школе. Да-да, именно в той, в которой впоследствии стала работать учителем. Правда, тогда школа располагалась в другом месте – в районе улицы Советской. И учителя были просто замечательные. Особенно преподаватель физики – все девчонки были им немножко увлечены… Суперзадача любого преподавателя заключается в умении научить ребёнка самостоятельно мыслить и полюбить предмет, которому обучает. Физика не только стала любимым предметом Людмилы Владимировны, но и делом её жизни. После окончания Магнитогорского пединститута она по распределению три года отработала в школе посёлка Углицкий Чесменского района Челябинской области, после чего вернулась в Магнитогорск в родную школу № 14. Около пяти лет преподавала физику, затем в силу определённых причин решила перепрофилироваться на биолога. Одно из обстоятельств, толкнувших её на перемены, – стремление учиться новому, не останавливаться на достигнутом. Уметь самостоятельно мыслить и принимать решения, порой не совсем стандартные – вот чему должен учить педагог и учиться сам. Если совершить невообразимый временной кульбит и отправить педагога Людмилу Владимировну учить Людочку в старую 14-ю школу, то общее направление обучения осталось бы без изменения, но практики добавила по максимуму. Знания должны подкрепляться практикой, особенно физика. С электричеством шутки плохи. Молодой сельский педагог, пытаясь однажды починить электропроводку в лаборатории, поняла, как далеки её теоретические знания от практики. Хорошо, что школа тогда не сгорела… И ученик, несмотря на догмы и непререкаемый авторитет преподавателя, должен понимать, что мир намного сложнее и возможны разные варианты ответов на непростые вопросы. Многогранность мира познаётся с опытом и с годами, но она может открыться и пытливому молодому уму. «Нам учитель сказал…» – вот только так и всё. Нет, не всё, спорьте, аргументируйте. Не надо панибратства, пренебрежения к нормам морали и дисциплины. Творческий подход к овладению научными истинами позволяет по-своему формулировать многие понятия. Пытливый ум ребёнка способен на многое, главное – направить его в нужное русло и поддержать инициативу.
Последние годы Людмила Владимировна работает с выпускниками. Два решающих учебных года наиболее сложные, но и самые интересные. Помимо учёбы идёт формирование личности, и вот здесь, пожалуй, возникают наибольшие трудности в воспитании. Но к Людмиле Владимировне тянутся ребята не только как к прекрасному педагогу, но и как ко «второй маме», доверяя ей порой то, что и близкому другу не расскажешь. Плохих учеников не бывает. С этим можно поспорить, но для Людмилы Сычёвой – это аксиома, которая не требует доказательств. Пусть и будет так повсеместно – хорошие ученики обучаются у прекрасных учителей.
Виктор Костин