Повесть «Никому не нужно небо» (12+) магнитогорской писательницы Елены Бодровой в 2021 году стала лауреатом престижного всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Книгуру».
«Магнитогорский металл» уже знакомил читателей с этим автором, когда она только начинала свой путь в большую литературу. В 2018 году её книга «Белая. Разговор через стенку больничной палаты» (12+) попала в шорт-лист IX литературного конкурса «Новая детская книга» и победила в специальных номинациях «Выбор библиотек» и «Открытое читательское голосование».
С тех пор авторская библиография заметно выросла, как и пополнилось количество наград престижных литературных конкурсов. Сейчас на счету молодой писательницы 16 произведений для подростков. Она стала обладательницей второй премии Корнейчуковского фестиваля, дипломантом конкурса «Новые имена-3» в номинации «Проза» (2018). Вошла в шорт-лист премии «Новый старт» с книгой «Имитация» (12+), лонг-лист литературного конкурса издательства «Белая ворона» с книгой «Цирк Грома» (12+), была полуфиналистом VII Международного конкурса имени Сергея Михалкова с книгой «Улыбка Пионы» (12+) (2020). Книга «Перья» (12+) вошла в шорт-лист и получила специальный приз международной литературной премии имени Владислава Крапивина в 2018 году, а повесть «Белая» (12+) стала лауреатом этого конкурса в 2020 году. В 2021 году Елена Бодрова вошла в литературный совет премии.
Елена Бодрова родилась в 1986 году в Магнитогорске в семье инженеров. С раннего детства увлекалась творчеством, писала стихи, рассказы, песни, рисовала. В 2008 году получила диплом психолога. По второму высшему образованию – композитор, в 2018 году окончила МаГК имени М. И. Глинки. И первую книгу – «Корабль на крыше» (12+) создавала как сюжет для мюзикла. Елена не только писатель, но и художник-иллюстратор. Практически все свои книги иллюстрирует сама.
– Когда читала биографии композиторов, думала, что у меня не так, – рассказывает писательница. – Например, Чайковского одолевали мелодии, ему постоянно приходилось их записывать. Со мной этого не было. А с книгами как раз так, постоянно хочется писать, как будто какая-то одержимость.
Не так давно Елена стала мамой, дочке скоро исполнится два года. На вопрос, планирует ли заняться литературой для детей младшего возраста, отвечает:
– Мне это не очень интересно, хочется писать именно для подростков.
На момент подведения итогов премии «Книгуру» повесть «Никому не нужно небо» была опубликована в сборнике «Дом, в котором живёт гром» (12+) в издательстве «Феникс». Награждение прошло в узком кругу в библиотеке имени Гайдара. Участие в выборе лучших произведений принимали члены жюри и дети, поскольку в этом конкурсе книгу-победителя выбирают подростки.
Повесть посвящена юному певцу, познавшему прелесть славы и потерявшему возможность выступать на сцене.
– История книги пришла, когда услышала новогоднюю песню в исполнении детского ансамбля из Франции, в котором выступали три мальчика и три девочки, – рассказывает Елена. – Спустя время из шестерых участников в коллективе остались только девочки. Подумала, каково это – после международных гастролей и вдруг голос ломается. Важная часть жизни остаётся в прошлом. Для одних нормально, для других – катастрофа. Этот момент натолкнул на идею книги. Хотя у тех ребят всё хорошо, посмотрела их странички в Фейсбуке.
Вопреки расхожему мнению, что без тиражей Донцовой или Лукьяненко литературное творчество для автора не может быть основным делом жизни, для Елены Бодровой создание книг – и работа, и главное увлечение.
– Писательство считаю работой, но очень приятной. Пишу уже четыре года. Каждый раз готовлюсь к новой книге как к первой. За месяц проще написать, чем за полгода. Сейчас пишу два-три часа в день. Хотя есть книга, над которой работаю уже несколько лет.
Говорит, часто пишет книги, которые хотела бы сама прочитать.
Творчество помогает справляться с личными проблемами, проживать собственные эмоции.
Постоянное желание творить – это необходимое условие для писательского ремесла.
– Раньше сочиняла какие-то истории, просто в голове «записывала» идеи и не знала, что с ними делать. Мюзикл пробовала написать. Когда стала заниматься литературой, всё сразу встало на свои места. Сейчас, если долго не пишу, настроение портится. Возможно, кому-то окажутся близки литературные объединения. Но мне это не подходит – я интроверт. Можно поработать в соавторстве, думаю, это интересный опыт, но с соавтором должно быть полное взаимопонимание. И конечно, люди, которые хотят стать писателями, изначально любят читать. Последнее время читаю «взрослую» литературу. Одна из недавно прочитанных книг – «Воссоединение» (16+) Фреда Ульмана, вышла в издательстве «Миф». Она показалась гениальной. Стараюсь читать больше современных авторов. Хотя иногда возвращаюсь и к классике. Из любимых книг для подростков: «Длинноногий дядюшка» (16+) Джина Вэбстера, «Рони, дочь разбойника» (0+) и другие сочинения Астрид Линдгрен, детективы Энид Блайтон – серия «Пять юных сыщиков и верный пёс» (0+), нравится главный герой – мальчик Фатти. Интересна личность героя: с одной стороны, он заносчивый, с другой – добрый и многое умеет. Георгий Садовников – автор «Большой перемены» (12+). Нравятся его книги «Спаситель океана» (12+), там много абсурдного юмора, «Продавец приключений» (12+). Хотя они и детские, читаю с удовольствием. Из современных российских авторов, пишущих для подростков, люблю Викторию Ледерман. Читала Юлию Симбирскую, Нину Дашевскую, Дмитрия Сиротина. Не скажу, что нравятся все их произведения, но есть интересные.
А вот учёба в литинституте, отмечает Елена, может помешать творческой самобытности.
– На фестивале «Таврида» было много авторов, учившихся писательскому мастерству профессионально. Слыша текст, понимаешь, что человек учится в литинституте. Там «стирают» стиль, делают его серым.
Кроме художественных книг Елена читает и прикладную прозу, посвящённую сценарному мастерству. В 2014 году вместе с братом даже сняла короткометражку.
– Мне кажется, сценаристика хорошо помогает писателю. В книге нужно выстраивать жёсткий каркас, этому как раз и учит процесс работы над сценарием.
Книги рождаются по-разному. Иногда сюжет целиком придуман, остаётся только записать. Так было, например, с книгой «Белая». Бывает, в голове есть завязка, а конец истории вырисовывается в процессе работы. Иногда для создания книги достаточно только размытой идеи.
– Но сейчас импровизировать не люблю, потому что времени не хватает, – объясняет Елена. – Придумываю графики для каждого персонажа, это тоже интересно. По вертикали идут события, а горизонталь – линия героя, его эмоциональный отклик на события.
На вопрос, какой должна быть хорошая книга для подростков, Елена отвечает:
– Увлекательной, с интересным сюжетом и ярким героем.